Средневековое и раннее ренессансное фехтование в Италии.

Приглашаем всех желающих участвовать в продолжении работы над переводом, уточнению терминов, расшифровке сложных моментов текста. Данные материалы размещены с разрешения Алексея Алимова, автора перевода.

Средневековое и раннее ренессансное фехтование в Италии:
Фиоре де Либери, Филиппо Вади, Ахилл Мароццо, Антонио Манчолино.

Глава 1. Средневековое фехтование в Италии и Европе.

Нам немногое известно о дисциплине фехтования в первых столетиях Средних веков. По многим иконографических свидетельствам и нескольким главам в военных описаниях, мы можем предположить, что искусство фехтования в классическом мире было рациональной и рафинированной наукой римского времени, но кажется, все это исчезло после падения римской империи.
К несчастью никаких технических описаний так и не было найдено, но средневековые иллюстрации и эпические тексты периода 1000 года показывает нам по большей части бой в доспехах (хауберке), сопровождающийся мощными нисходящими ударами, в Италии, как и на всем прочем континенте.
Замена чистого античного фехтования таким типом боя, возможно, частично произошло из-за появившегося типа доспехов, который вынуждал наносить сильные нисходящие удары с целью разорвать хауберк, а так же частичный возврат к манере боя характерной для северной Европы в древние времена.
Как бы то ни было, акцент на мощных ударах мог носить, хотя бы частично, больше эпический, нежели реальный характер.
В эпической литературе того периода можно найти только несколько ссылок на реальные методы фехтования:
Для начала просто упомянем несколько: в «Сказании о Гильоме» эпического цикла Прованса появляется действие называемое “tour franзais”, в котором фехтовальщик, выполняющий технику, после того, как его удар отпарирован щитом, толкает его на себя и наносит противнику удар в шею.
Кроме того, в последней битве произведения «Хавелок Датчанин», герой добивается успеха в отрубании руки противника с “mezzo tempo” (половинный темп), то есть ударом, поражающим оппонента во время его атаки; часто это – правая рука оппонента которая получает ранение, когда выносится вперед для удара.
Оба эти метода указывают на некое рафинирование дисциплин и техник, по сравнению с идеей подготовки, устремившейся только в русло наработки силы и выносливости.
Наконец, в эпическом цикле Прованса, некоторые персонажи определены как «мастера фехтования».
Возвращаясь на Итальянский полуостров, в романе 13 столетия о героя Тристане из Артурианского цикла именуемого “Tristano Riccardiano”, мы находим, что фехтовальная подготовка упоминается множество раз, как ежедневная деятельность молодых эсквайров и рыцарей.
И там же, в 13 столетии, мы начинаем находить все больше документов, которые точнее сообщают нам о статусе науки фехтования и школ фехтования.
В Италии военная подготовка никогда не ограничивалась благородным сословием подобно остальной части Европы.
То же самое может быть сказано в отношении джауста и других аналогичных военных упражнений, за исключением quintane, который был разрешен только для простонародья и в остальной части континента.
У нас есть доказательства существования нескольких «организаций», по сути, во многих отношениях подобных современным необщественным организациям, направленным на подготовку молодых людей в использовании оружия, конными и пешими во многих городах – государствах Италии, Ломбардии, Тоскане, Эмилии.
Такие общества, созданные обеспеченными, но неблагородными гражданами, имели свои названия, например: Societа dei Forti (общество Силы), dei Gagliardi (Смелые), della Spada (Меч), della Lancia (Копье), della Tavola Rotonda (Круглый стол) и т.д.
Тем не менее, первое доказательство существования в Италии мастеров фехтования имело отношения не к таким группам, а к благородному сословию.
Мы знаем, что мастер Гоффреддо, фехтовальщик, учил армейского священника Gregorio da Montelongo в 1259 в Cividale del Friuli, том же самом городе, который должен был стать родиной первого итальянского писателя-фехтовальщика, Мастера Фиоре де Либери.
В этом же самом городе, между 1300 и 1307 имеется небольшое число юридических свидетельств относительно мастера Арнольдо “scharmitor” (фехтовальщика), а в 1341 другой документ упоминает Пертольдуса, наставника фехтовальщика, возможно из Германии. В том же столетии и в том же городе мы находим мастера Domenico из Триеста, Pietro – еще одного фехтовальщика, так же немца мастера Franceschino из Lucca (Тоскана).
То есть в северо-восточном регионе Фриули мы находим упоминание о других трех мастерах активных в 13 столетии.
Мы должны сказать, что в этом столетии немецкая школа достигла большого расцвета и несомненно, что в этой стране и в этом столетии появляются первые учебники по фехтованию вообще. Древнейшим учебником, доступным на сегодняшний день, является манускрипт I.33 – из королевской оружейной Лондона, датируемый около 1300 года.
На протяжении 14 и 15 века будут появляться еще несколько немецких учебников по фехтованию, в основном посвященных двуручному мечу вплоть до 16 столетия, когда везде твердо установится итальянская школа.
Но в последних столетиях средних веков Италия тоже будет весьма активна в этой области: с тех самых пор, как в 13 веке Болонская школа прославилась и стала высоко ценима по всей Европе.
Даже если у нас нет имен мастеров, которые учили в Болонье в этом столетии, у нас есть имена трех (!) мастеров из Италии, которые приехали в Париж в 1292: Мастер Томмазо, Мастер Николо, и Мастер Филиппо.
В следующем столетии мы впервые находим имена мастеров из Болоньи: Мастер Росолино учил в 1338, мастер Франческо в 1354, и мастер Нерио в 1385.
В 1410 мастер Фиоре де Либери, родившийся в Cividale del Friuli жил и преподавал в Феррари (область Emilia).
После жизни полной риска, проведенной в нескольких войнах, путешествиях и изучении фехтования как у итальянских, так и у немецких мастеров, пожилой мастер Фиоре по просьбе его сюзерена, принялся за написание книги, древнейшего из сохранившихся итальянских руководств по фехтованию, «Flos Duellatorum» (Цветок битв).
У нас есть три рукописи содержащих работу Фиоре, один в Италии, два в США, каждое из которых значительно отличается от других, так, что мы можем предположить, что каждый копиист, вероятно сам опытный фехтовальщик, проводил изменения в подлинном тексте.
Книга в основном составлена из рисунков, изображающих различные техники фехтования, каждая комментирована стихами.
В итальянском манускрипте, называемом Кодекс Pisani-Dossy, текст часто ограничен парой стихов, которые вероятно должны были заучиваться студентами наизусть, особенно неграмотными.
В двух американских версиях текст более объемный и ясный и это позволяет прояснить несколько мест, которые малопонятны в итальянской.
В начале своей работы Мастер Фиоре предупреждает, что невозможно запомнить все техники и быть хорошим студентом без книг и даже, что не так очевидно, стать хорошим Мастером.
И так, у нас есть некоторое подтверждение того, что написание руководств по фехтованию было хорошо установившейся традицией уже во времена Мастера Фиоре, даже если, как мы напомним читателю, до появления печатного пресса, все эти книги существовали в одном экземпляре, написанном от руки, и вероятно, большая часть их, навсегда утеряна.
«Предметы», изучаемые в школе Фиоре это борьба, невооруженная защита от кинжала, бой на кинжалах, некоторые техники с палками и шестами, фехтование на копьях, одноручный и двуручный мечи, оружие, родившееся в 13 веке как ответ на появление пластинчатой брони и очень популярный среди рыцарей того периода.
Фактически Либери посвящает часть своей книги доспешному бою на полуторных мечах, доспешному бою на поллэксах, конному бою с лэнсом, мечом и даже борьбой, техники кинжала противостоящего мечу и копью, мечу с ножнами и т.д.
Короче говоря, он предоставляет нам полную инструкцию по боевому искусству и, откровенно говоря, довольно высокого уровня, включая концепции, на которых зиждется современное спортивное фехтование, такие как «время», «дистанция», полутемп или «mezzo tempo», «парирование», «рипост». Имеет смысл упомянуть, какие достоинства фехтовальщика Фиоре почитает важнейшими: celeritas, fortitudo, audacia, prudentia (быстрота, сила, смелость и благоразумие), достоинства, которые отчасти протипоставляются друг другу, и между которыми нужно найти равновесие.
Следующее руководство, доступное нам для изучения, – то, которое сейчас впервые предлагается читателю в английском переводе, “Де arte gladiatoria dimicandi”, мастера Филиппо Вади из Пизы, написанное для герцога Гуидобальдо Монтефиерро между 1482 и 1487 годами.
Пока будет достаточно сказать, что между сочинениями Вади и Либери так много сходства, что можно предположить, что мастер Пизанец имел возможность видеть учение Либери, обладал копией его книги, либо обучался у некоего мастера, исходившего из традиции Фиоре.
Тем временем, в течении 15 столетии, Болонская школа оказывается представлена мастером Филиппо (или Липпо) Бартоломео Дарди.
У нас есть упоминания о нем и его школе с 1413 года.

Кроме как мастером фехтования, эта эклектический человек был астрологом (и следовательно астрономом, так как в это время различий между ними еще нет), математиком и с 1434 профессором Геометрии в Болонском университете, старейшем университете в Европе.
Дарди получил это звание за написание книги (утерянной), о сходстве между фехтованием и геометрией.
Этот умелый фехтовальщик умер 1464, оставив наследника, Мастера Guido Antonio Di Luca, известнейшего мастера по фехтованию, «из школы которого появилось больше воинов, чем из брюха Тронского коня». Лука учил бою, например, знаменитого наемного командира, «кондотьера», Джованни де’Медичи, известного больше как Giovanni dalle Bande Nere, так же как и наиболее известного мастера Болонской школы эпохи Ренессанса Ахилла Мароццо.
В 1509, в том же городе Урбино, где учил Вади, испанский мастер Пьетро Мончи, так же известный как Монте или Мончи написал свое длинное сочинение на латыни. Он учил фехтованию в замке Урбино, особенно герцога Гуидобальдо и был прославлен знаменитым писателем Baldassarre Castiglione в своей книге “Il Cortegiano” ( Придворный”) как великолепный джентльмен и рыцарь.
Несколько копий этого руководства, считавшихся утерянными, недавно были обнаружены.
Другой студент Де Луки был известный мастер фехтования Ахилл Мароццо, главный мастер по оружию в Болонье, который учил фехтованию с одним колюще-рубящим мечом, мечом и кинжалом, мечом и баклером, мечом и тарчем, мечом и круглым тарчем, мечом и павезой, мечом и плащом, Болонским кинжалом и плащом, двуручным мечом, пикой, протазаном и Биллом, длинным поллэксом, защите от кинжала и т.д.
Он написал руководство «Opera Nova» , которое было просто обречено на многочисленные переиздания в течении 16 столетия и которое нужно считать символом Итальянской школы, доминировавшей на всем континенте в следующие столетия.
Структура ее следующая:
Книга 1: меч и баклер, полумеч с мечом и баклером.
Книга 2: меч и кинжал, кинжал, Кинжал и плащ, два меча, меч и большой баклер, один меч, меч и круглый тарч, меч и брокель, стойки, с мечом, баклером и только мечом. Меч и павеза, меч и павеза против шеста, меч и тарч против древкового оружия, меч и плащ против всадника.
Книга 3: двуручный меч, полумеч с мечом и баклером, двуручный меч против древкового.
Книга 4: поллекс.
Книга 5: Честь и правила дуэли, безоружный бой против кинжала.
Другой важный автор Болонской школы на протяжении первых лет 16 столетия: Антонио Манчолино. Его сочинение также зовется «Опера Нова» и содержит 6 книг.
Краткое оглавление:

Книга 1: правила и принципы фехтования: (время, расстояние и т.п.)
Книга 2: Удары и защиты из каждой стойки.
Книга 3: Полумеч с мечом и баклером.
Книга 4: Техники из каждой стойки с мечом и баклером, 2 меча, 1 меч
Книга 5: Меч и плащ, двое против двоих с плащом и кинжалом, мечом и кинжалом, мечом и круглым тарчем.
Книга 6: Поллекс.
Все книги имеют введение, иногда написанное весьма менторским тоном (слишком менторским, и возможно написанное не авторами, а некими литераторами по их инструкциям) но всегда относительно принципов фехтования. Единственное место, в котором говорится что либо о чести и дуэли – предисловие к книге 5, в которой сформулировано очень ясно, что это не забота мастера фехтования говорить на подобные темы.
Манчолино говорит, что честь, правила и причины дуэлей – предмет для студента-юриста, или философа, а не фехтовальщика.
Мароццо, наоборот, посвящает целую книгу (книга 5) вопросам чести.

Глава 2: Основные принципы двуручного меча в Итальянской школе из работы Филиппа Вади

Руководство «Dе arte gladiatoria dimicandi» хранящееся сегодня в национальной библиотеке Рима написано между 1482 и 1487 годами Филиппо Вади, мастера по оружию из Пизы и посвященное Гуидобальдо, герцогу Урбино, храброму и несчастливому «кондотьеру» Гуидобальдо, который стал герцогом в 1482, так что текст можно датировать не ранее чем этим годом.
С другой стороны, книга была включена в каталог герцогской библиотеки Урбино между 1482 и 1487 годами Одажио, учителем молодого герцога, под номером 654, так что не может быть написана и после 1487 года. У нас нет другого доказательства присутствия Вади во дворце Урбино, но посвящение герцогу и присутствие в каталоге дворцовой библиотеки должны убедить нас, что Вади по крайней мере жил в этом городе и что он учил фехтованию Гуидобальдо. Кроме того, в каталоге библиотеки мы можем видеть отметку о том, что рукопись была утеряна после завоевания города Чезаре Борджиа в 1502.
Мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе манускрипта до того, как он был куплен Национальной Итальянской Библиотекой. Как нам кажется, книга заинтересовала герцога Валентино (Чезаре Борджиа) или кого то из его боевых офицеров, и в этом причина ее исчезновения из библиотеки Урбино.
Как мы упоминали до того, большое сходство между работой Пизанца и Цветком битв заставляет нас думать, что Вади имел доступ к учению Мастера Фиоре, которое он написал более чем за 70 лет до этого.
Тем не менее, текст нашего автора, отличается от такого же в традиционном учении и это во многих аспектах предвещает рождение чисто Итальянской школы, которая в течении Ренессанса вытеснит старую Немецкую школу.
Одним из новых элементов, впервые введенных Филиппо Вади, насколько нам известно, состоит в том, что часть работы состоит только из текста без каких либо иллюстраций, решение, которое в следующем веке стало очень популярным.
Фактически в большинстве Ренессансных руководств текст всегда становится наиболее важной частью для понимания техники и принципов, содержащихся в сочинении.
Фактически, в первых учебниках этого столетия, которые написаны мастерами Болонской школы иллюстрации или полностью опущены, или выполняют чисто вспомогательную функцию по отношению к текстовой части.
В первом руководстве 16 века итальянизированного испанца Пьетро Монти опубликованом в 1509, но написанным в конце 15 века, тоже в городе Урбино, вообще нет иллюстраций.
Тоже самое мы можем сказать по отношению к Антонио Манчолино (есть только пара чисто декоративных чертежей, не относящихся к техникам), а в сочинении Ахилло Мароццо проиллюстрированы только стойки и оружие, упоминаемое в тексте.
Текстовая часть «Де arte gladiatoria dimicandi» состоит из введения в прозе и 16 глав в стихах. В введении, после посвящения книги герцогу Гуидобальдо Вади говорит о себе очень похоже на Фиоре де Либери, говоря, что изучал науку боя очень долго и со многими мастерами и что решил написать книгу дабы не позволить этому искусству исчезнуть. Так же он рекомендует не передавать эти знания в руки невежественных и грубых людей, а обучать ему только людей благородных и рыцарей.
Вади, кроме того, отвечает, что он поместил в руководство только эффективные техники, увиденные и одобренные лично им (понятия, очевидные но, к сожалению, не всегда уважаемые в современных боевых искусствах).
Фехтование по мнению Вади появляется из утери родом человеческим природного оружия, поэтому, что бы выжить он должен использовать только «истинное оружие»: рациональный интеллект, по отношению к которому фехтование, как и геометрия являются дочерьми. Вот почему наука фехтования разрешается слабым людям, что бы побеждать более сильного и крупного противника, поскольку эта дисциплина учит, как защищаться и атаковать и побеждать наиболее быстрым и эффективным способом.
После этого Вади подтверждает свое стремление сохранить в памяти это искусство, представляет свою длинную боевую программу и выражает намерение использовать только несколько видов оружия: копье, двуручный меч, кинжал и поллэкс, из которых в тексте появляется только меч, тогда как все остальное оружие появляется только в иллюстрированной части. Наконец в последнюю очередь мастер Пизанец рекомендует распространять это искусство только среди людей, у которых есть ответственность в управлении землей или защите слабых.
Очень важный, и к несчастью редкий в истории фехтовании случай (в котором каждый мастер считает себя единственным обладателем истины) – декларация, которая заканчивает введение, в которой Вади, дает читателю, если он сведущ в боевых искусствах, разрешение вносить в книгу изменения, добавляя и убирая техники.
Первая глава “Incipit” (начало) утверждает, что фехтование принадлежит к семейству наук подобно геометрии, а не миру искусства, сравнивая ее с музыкой (так же причисляемой к наукам в ренессансе и позднем средневековье)
Вторая глава: “Misura де spada doi грива da” (мера двуручного меча), показывает параметры, которыми должен обладать двуручный меч, эти определения имеют большую важность для всех людей, которые стремятся возродить науку фехтования того времени, а также для исторических реконструкторов. Читатель должен запомнить, что нет смысла переводить данные Вади (например общую длину двуручного меча, которая должна равняться расстоянию от земли до подмышки фехтовальщика) в метрическую систему: реальные размеры меча должны различаться в соответствии с человеком использующим меч и его физическими характеристиками (за исключением дули, гда мечи должны быть полностью идентичны, т.е. размеры определяются предпочтениями дуэлянтов)
Следующая, третья часть “Ragion де spada” (рассуждения о мече) обращает внимание на полезность фехтования и этический и практический принципы, которые должны руководить фехтовальщиком: это ключевая глава всей работы.
Глава дает несколько советов и дает несколько техник “gioco largo” («широкая игра» – т.е. техники, выполняемые на длинной или средней дистанции, не предусматривающей захваты за тело противника, но может включать пинки, выхватывание меча и т.п.) и “gioco stretto” («закрытая игра», жесткие захваты, техники борьбы или другие техники на очень короткой дистанции)
Меч в первом стихотворении определен как «королевское оружие», оружие, которое должно использовать на пути мужества, соображение, напоминающее сказанное о сохранении искусства фехтования в среде благородных и рыцарей.
С технической точки зрения имеет смысл рассмотреть, как автор выводит все искусство от «скрещивания» мечей, так называемое “cross parry” («кросс-парирование»), которое блокирует удар врага контрударом, из которого можно начать множество других техник и первая из всех – «парирование и рипост».
Та же концепция повторяется и позже: “gioca de croce e nе serai conquiso”: играйте со скрещиванием и вы не будете повержены.
Кроме того, интересны стихи, в которых упомянуты основные концепции времени и меры, или те, в которых устанавливается, что “ingegno ogni possanza sforza” (хитрость выигрывает у любой силы)
Во второй части главы 1 можно найти несколько моральных указаний, даже более интересных, анализ которых мы представляем здесь ниже.
Среди них – запрещение участвовать в ссорах и бороться против закона, не отдавать должное мастеру, не оказывать лояльность законным авторитетам и т.д.
С технической точки зрения, мы подчеркиваем, что совет нашего Мастера тем, кто хочет стать фехтовальщиком высшего уровня, не только учится непосредственно искусству, но и с осторожностью постигать опыт преподавания, что бы освободить себя от ненужных ошибок.
Наконец, наш автор говорит о неоспоримых достоинствах искусства фехтования, искусство, которое изгоняет из сердца малодушие и само по себе служит источником счастья и всегда сопровождает тех, кто посвятил себя ему, храня их от бедности и вознося к свету подобно неугасимому пламени: искусство фехтования похоже на доброго друга, который всегда рядом.
Последние стихи посвящены гордому представлению новшеств, которые мастер Вади привнес в науку владения мечом.
Четвертая глава (без заголовка) посвящено значимости искусства меча и преимуществам, которые оно дает тем, кто посвятил себя ему.
Как ни странно, первые преимущества, которое наш мастер называет – почти противоречит природе: он учит, как правильно ходить (значение равновесия, плавности шага, хорошей походки) и делает взор быстрым, смелым и повелительным (sic!)
Затем мы проходим более конкретные преимущества: можно выучится хорошо парировать и таким образом, спасти собственную жизнь: многие из тех, кто не желал познать эту науку – погибли. Нет ничего лучшего, чем жизнь, (понятие типично западное, чуждое многим другим военным культурам) вот почему значение искусства персональной защиты, которое может тысячу раз спасти вам жизнь больше чем у любого материального богатства.
По факту, даже если вы сейчас не видите проблем, вы можете внезапно обнаружить себя в ссоре, которая завершится насильственным путем, в этом случае лучше иметь возможность превзойти других людей.
В этом случае появляется необходимость учится новому искусству, открытому Вади и конкретно учится тому, как измерять фехтовальное время, для того, что бы не дать причин вашему Мастеру на вас жаловаться. Когда вы должны сражаться с кем-то (на дуэли), необходимо обратить внимание идентичность мечей, не давая противнику никакого преимущества.
Затем мы находим другой список достоинств, которые должен развивать фехтовальщик: быстрый взор, знание, быстроту, силу и твердое сердце (buon occhio, sapere, prestezza, forza e cuore).
Вопреки тому, что утверждалось насчет идентичности мечей, Вади сообщает, что для большого человека удобнее длинный меч, а для небольшого – короткий.
Сила крупного человека может сломать защиту небольшого, с силой ударяя по его мечу, но знания могут компенсировать этот недостаток небольшого человека.
Практически, человек, который знает много ударов очень опасен, тогда как человек, знающий всего несколько действует с большим напряжением и неблагоприятно, и, в конечном счете будет побежден, хотя бы и обладал физической силой.
Очень опасно сражаться против человека, вооруженного более длинным мечом, вот почему на дуэли необходимо требовать идентичности оружия.
К вышеуказанным соображениям вади добавляет декларацию об исключительной любви к двуручному мечу: “La spada da doi mane sola stimo e quella adopro a mia bisogna” (только двуручный меч я ценю и использую во всех подходящих случаях)
В финале мастер Пизанец советует не сражаться против более чем одного противника, и в том случае, если вы вынуждены это делать, избегать использования уколов.
Как мы видим, здесь находится довольно беспорядочное разнообразие ценных советов и принципов, многие из которых мы снова найдем здесь позже.
Пятая глава “de punte e tagli”(уколы и удары) описывает в двух словах семь основных ударов точно соответствующих указанным у Либери, даже если некоторые и называются по другому.
К той же теме, более расширено, обращается следующая – 6 глава (семь ударом мечом)
Глава 7 «de la punta» (укол) вкратце посвящает нас в уколы, описанные как “velenosi” (ядовитый) так как они коварны и часто убивают, тогда как в восьмой “costione di tagli e punte” (спор ударов и уколов), преподносит нам разновидность полемики между ударами и уколами, что бы решить какой способ атаки наилучший.
Мастер Пизанец, по большей части, иллюстрирует здесь недостатки уколов (даже если он и определил их перед этим как преисполненных яда), любое парирование, даже самое слабое достаточно хорошо отклоняет укол, а удар, наоборот останавливается преимущественно силой. Кроме того, укол, если он не попал в цель, теряет всякую пользу и не может больше угрожать противнику. Наконец, против более чем одного противника укол не рекомендуется использовать, поскольку, когда он наносится, если не сделан с большой скоростью, делает фехтовальщика уязвимым для атаки любого из нападающих.
Итак, мы не согласны с интерпретацией, которая делает Вади апологетом укола, противопоставляя его более «архаичному» Фиоре де Либери, рассматривая последнего, как паладина нисходящего“fendente”. Мастер из Фриули, по факту, значительно больше применяет уколы, тогда как Вади ясно видит их возможности и недостатки. Возможно, следует поддержать точку зрения о том, что Филиппо Вади устанавливает больше акцентов на быстрых и коварных ударах, в меньшей степени наступательных (не только уколы, но и восходящие удары ложным лезвием), по сравнению с более мощными ударами Flos Duellatorum.
В соответствии с только что сказанным, глава завершается с примечанием в пользу легкого и удобного оружия, особенно если приходится сражаться с несколькими противниками.
Глава 9 сообщает нам о “de la croce” ( из креста ), мы считаем, что речь идет о «кросс–парировании» или “incrosar” (скрещивании) упомянутое как Вади, так и Фиоре де Либери, но так же возможно это ссылка на группу стоек называемых “di croce” (из креста) в которых вы кладете вашу левую руку на клинок меча и которая может быть использована для некоторых парирований (см. стр. 26 манускрипта, рис. 1): акцент на устойчивости и пригодности для укола может быть виден как ссылка на «усиление» производимое левой рукой на клинке)
Глава 10 “ragione di mezza spada” (рассуждение о полумече) представляет нам “gioco di mezza spada” (игру полумечом) – наиболее важную часть “gioco largo”, производимая от скрещения клинков более или менее чем на половину самого клинка в которой один из дуэлянтов атакует, другой защищается возможно вообще не двигая ногами, или двигая ими немного, при этом двое находятся на небольшом расстоянии но не в захвате ( в последнем случае это называется «gioco stretto»
Здесь мастер Вади показывает нам несколько методов вступления в игру полумечом, или даже в захват, а так же он показывает способ работы ногами, который, согласно ему прогрессивен, и в котором вы должны согнуть колено впередистоящей ноги и вытянуть заднюю ногу, так же как это показано у Мароццо. (подобно современному наскоку, но короче). Вади приписывает себе открытие этого “passeggiar” (способа работы ногами), и мы должны признать, что в Flos Duellatorum шаги короче и задняя нога выглядит вытянутой только на нескольких иллюстрациях. Мы знаем, что у Фиоре шаги назывались “passare”, или полный шаг, при котором вперед выносится нога, которая до этого была позади, как при нормальном шаге и “acrescer”, при котором продвижение вперед начинается с ноги, которая уже впереди. В этом случае задняя нога подтягивается как при современном фехтовальном шаге и это совсем не похоже на шаг Вади или современный наскок.
Интересным техническим соображением является совет наносить удары с круговым движением, т.е. с мулинетом (stramazzoni) только если они очень короткие и с мечом, всегда направленным в лицо, никогда не отводя его далеко с линии атаки.
В следующей главе № 11 “ragion де gioco де spada” (рассуждения о игре мечом) продолжаются рассуждения о ближнем бое, и мы немедленно находим совет финтовать быстро и коротко, никогда не отводя меч далеко от линии, для того что бы в случае необходимости как можно быстрее вернуть меч для защиты.
Этот совет следует за несколькими техническими указаниями, среди которых использование работы ногами вместе с разнообразными парированиями и предупреждение относительно ударов полувремени (см. глоссарий) которые может нанести оппонент.
Глава двенадцать “ragion de’ viste de spada” (рассуждения о финтах мечом) говорит о финтах исключительно в игре полумечом. Вади устанавливает, что финты используются для обмана противника, не позволяя ему понять, в какую часть тела вы наносите реальную атаку, но жалуется, что не может быть так же ловок со словами как с мечом в его руках.
В тринадцатой главе “ragione де mezza spada” (рассуждение о полумече) мы возвращаемся к рассуждению о техниках, применяемых на средне-короткой дистанции.
Важное напоминание сосредотачивается на использовании уколов и восходящих ударах ложным лезвием больше, чем на традиционных нисходящих “fendente”. В конце главы есть рекомендация как всегда правильно вычислять время для другого действия, напоминая читателю всегда уважать один из основных принципов фехтования: время.
Четырнадцатая глава “ragion di mezzo tempo de spada” (рассуждения о полутемпе меча) продолжает рассуждения о времени, говоря об ударах полутемпа (удары – наносимые в середине атаки противника, часто в руку или кисть; эти удары должны поражать задолго то того, как атакующее движение завершится).
Вади снова жалуется на то, что не может правильно описать это действие только словами, без возможности показать на практике и он настаивает на ограничении скорости с которой эти удары должны наносится и настаивает, что они должны наносится быстрым движением запястья и с правильной мерой (еще один основной принцип фехтования: мера)
В полутемпе удар должен четко поражать противника в выдвинутую цель сразу, как только эта цель будет впереди противника и войдет в зону поражения меча (в меру).
В полутемпе, удар наносимый вне меры бесполезен, поскольку не попадет в цель если наносится когда атака противника уже слишком близко и есть риск быть пораженным если только атака не останавливается. Кроме того, в последнем случае может не быть достаточно времени вернуть меч для парирования или уклонится от атаки перемещением.
Во второй части главы вади проставляет как наилучшую драгоценность искусство загадочного действия, названного “volarica”, о характеристиках которого мы можем только догадываться.
Вне всякого сомнения, это удар в голову, поскольку “rompe con bon filo l’altrui cervello” (оно обрушится хорошо (или правильно?) рассекая мозг другого) и это также должен быть удар полутемпа, так как описан в этой главе. И, наконец, этот удар парирует и ранит одновременно (Мароццо сообщает, что это делают парирования ложным лезвием).
Глава пятнадцать “ragion di spada против la rota” (рассуждении о мече против копья) сообщает нам как противодействовать противнику встречающему нас с атакой повторяющимся мулинетным движением. Во второй части главы мы находим хитрую технику против противника, ожидающего нас в стойке названной “porta di ferro” (железная дверь).
Наконец, мы достигаем последней главы, названной “ammaestramento di spada” (учение о мече) в которой мы находим резюме основных принципов фехтования (не только методов Вади, но и рационального фехтования вообще) которые мы уже обнаружили во всех других главах, часто прилагаемые к конкретным техникам.
Прежде всего, внимание автора приковано к самозащите, защите того важнейшего, которое называется жизнь, меч должен быть подобен большому щиту (“targone”, по итальянски), который закрывает все тело фехтовальщика.
Так меч никогда не должен далеко уходить от тела, которое он должен защищать будь то защита или нанесение удара (“facendo guardie nй ferir”), так что ни защитные стойки, ни удары наносимые в течении боя не должны отводить меч далеко, поскольку он не сможет вовремя вернутся в защиту.
Вследствие того, но также и для того, что бы иметь возможность попасть в цель, траектория меча должна быть как можно более короткой.
Кроме того, правильно, когда острие меча направлено на противника и особенно в его лицо (по причине боевой психологии: укол в лицо пугает больше, чем укол в туловище, хотя оба одинаково смертельны).
Так что во всех техниках, выполненных с мечом, который фехтовальщик держит впереди себя между собой и противником, удары не будут очень мощными как это уже указано в главе 10.
Действительно, быстрая проверка стоек Филиппо Вади по сравнению с Цветком битв, дает нам понять, что основная характеристика стоек Вади – это удерживание острия направленным на противника с мечом всегда между фехтовальщиком и его противником.
Последний совет Мастера Пизанца, с которым он прощается с читателем это как можно чаще использовать удары полутемпа, останавливая удары противника когда они только начинают формироваться быстрыми ударами в руки.
Вторая часть руководства имеет более традиционную структуру с различными боевыми техниками, проиллюстрированными в картинках и краткий комментарий в виде двустишия, такой же, как в старогерманской традиции, которая начинается от манускрипта I.33, до учебника Талхоффера, традиция, перенесенная в Италию Фиоре де Либери и отчасти нашим автором.
В сравнении с Цветком битв мы можем отметить, что одежда и доспех у Вади выглядят более поздними, типичными для второй половины 15 века, отражая изменения, произошедшие в костюме и оружии за 70 лет, прошедших между двумя руководствами.
Даже с технической точки зрения существует очевидное сходство с Flos Duellatorum, но есть некоторые аспекты, направляющие Вади к последующим итальянским мастерам: борьба не рассматривается совсем, тогда как руководство почти исключительно посвящено двуручному мечу и кинжалу, в стойках острие никогда не уходит в сторону от линии атаки, ударов больше чем у Фиоре де Либери и т.д.
В частности, Мастер Фиоре почти всегда после кросс-парирования переходит в полумеч и захваты, тогда как Вади и Мароццо часто наступают с ударом ложным лезвием или наносят укол снизу и оба много используют финты, что открыть путь для захвата.

Первая иллюстрация, которую мы находим на странице 15 – человек, который держит двуручный меч в «непринужденной» позиции, (та же позиция, в которой мы можем видеть самого Филиппо Вади на следующей странице) окруженный символическими фигурами.
Иллюстрация напоминает такую же на странице 17А Flos Duellatorum (рукопись Pissan Dossy), в котором четыре животных символизируют противостояние физических и моральных достоинств, которыми должен обладать рыцарь: Сила Слона (с нерушимой башней на его спине), Быстрота Тигра (представленная тем не менее Борзой приносящей стрелу), Храбрость Льва (который показывает его храброе сердце) и Благоразумие Волка (представленное пятнистым кошачьим, возможно Леопардом, который держит секстант, символ вычисления)
Отметим, что мы в этой фигуре имеем туже самую дихотомию свойств, что и в Chanson de Roland (Песне о Роланде) между “ prouesse” Роланда и “sagesse” его товарища Оливье.
Вади, взамен символам, придает более конкретное и техническое значение.
Следующая иллюстрация показывает семь ударов мечом, такие же как у Фиоре де Либери, за исключением того, что Мастер Sotani из Фриули назван Rota, а Mezani становится Volanti.
Стихи сопровождающие иллюстрацию тоже очень похожи.
Тем не менее мы знаем, что многие удары, наносимые в Flos Duellatorum истинным лезвием, здесь наносятся ложным. Вади кроме того желает подчеркнуть, что удары базового значения не похожи на удары полувремени. Здесь мы находим портрет самого Филиппо Вади, атлетического человека в черном, а затем 12 стоек с двуручным мечом (стр. 16 и 17 манускрипта).
Многие из этих стоек имеют то же название и/или идентичны таким же у Фиоре де Либери, но это только подтверждает связь между двумя мастерами.
Основное различие между ними – то, что Маэстро Фиоре использует стойки для нанесения сильного рубящего удара, Вади же пользуется очень «закрытыми» стойками с острием на линии атаки в соответствии с его принципами фехтования.
После 12 стоек мы находим 25 фехтовальных техник, главным образом в “gioco stretto” (ближней игре). Здесь также есть очевидное сходство, иногда и тождество между его техниками и Мастера из Фриули. В “gioco stretto” техники, используемые Вади почти полностью в традиции, тут нет ни одной инновации, подобной высказанным в текстовой части, в “gioco largo”.
Тем не менее мы не можем не указать, что если в Цветке битв техники расположены в порядке имеющем смысл (в каждой части руководства техники продолжаются из кросс-парирования), в руководстве Вади техники расположены беспорядочно, не показывая позицию, из которой они начаты и интерпретация часто затруднена без помощи Flos Duellatorum.
На странице 24 манускрипта мы находим несколько стоек и техник для поллэкса в полных доспехах, затем стойки и техники для двуручного меча в полных доспехах и, наконец, иллюстрация конкретного типа меча который нужно использовать в таком бою.
Здесь сходство с Flos Duellatorum еще более явное и Вади использует тот же принцип Фиоре, в котором различные техники следуют из одной и той же ситуации.
После двуручного меча в доспехах на стр. 28 мы находим бой на копьях похожих (но короче и несколько более широкие)
Итак, с рис.1 стр. 29 наш автор обращается к кинжалу и невооруженному бою против кинжала, которым он посвящает достаточно много места и для изучения которых руководство Вади очень важно.
Кинжал, используемый Вади и Фиоре де Либери – острое оружие, чей основной способ применения – укол либо с так называемым молотковым хватом (обратным хватом, sopramano), либо с отверточным хватом (прямым хватом, sottomano).
Даже если на первый взгляд техники достаточно традиционны, обычная техника в которой из парирования/захвата следуют все другие техники, более подробный анализ показывает нам несколько прогрессивных аспектов.
Изначально во Flos Duellatorum. И в большей части средневековых руководств основной атакой была «sopramano», сверху вниз, с обратным хватом, атака, типичная для уличных и наемных убийц, смертельная при достижении цели, но грубая и предсказуемая и требующая, что бы нападающий находился близко к жертве. У Вади есть другая, значительно поле коварная и «фехтовальная» атака «sottomano» прямым хватом, значительно более быстрая и поражающая без необходимости подходить вплотную к противнику. Поэтому многие защиты здесь относятся больше к миру фехтования, чем к миру борьбы.
Позднее, в Opera Nova Ахилла Мароццо, будет разделение между традиционными хватами кинжала: против грубой и вероятно предательской атаки обычно “sopramano” (см хваты кинжала в конце книги 5 Опера Нова), а в ситуации дуэли, оба держат кинжал исключительно “sottomano” и используют его что бы ранить противника в лицо и руки быстрыми ударами и уколами.
В конце этой секции Вади показывает форму и меры кинжала.
После этого идет техника с двумя дубинками против атаки копьем, похожей на аналогичную в Flos Duellatorum, более простую и легкую в выполнении, а затем два рисунка иллюстрирующих из какой позиции можно отразить бросаемые дротики. Наконец работа заканчивается другими техниками кинжала, по большей части защитам от убийцы, который схватил свою жертву и готовится поразить ее кинжалом (но есть так же защита мечом против убийцы с кинжалом). Только в этих последних техниках можно найти и начальную позицию, и конечный результат, но нет обычного комментария в стихах.

Принципы фехтования Вади:

Работа ног.
Первая информация, которую дает Вади – о работе ногами. Фехтовальщик должен обращать бок (galone) к противнику при отступлении и наступлении (срыве и разрыве дистанции). Атака должна начинаться от той стороны, которой повернут в данный момент фехтовальщик: с обращенной вперед левой стороной наносит dritto, правой – rovescio (III;16-21).
Очевидно, что здесь в наличии превосходная координация между ударами и шагами. При нанесении rovescio вперед продвигается левая нога, правая подтягивается, с dritto наоборот (X; 41_56).
Правильная работа ног и в случае парирований контрударами: останавливая rovescio, правая нога остается впереди, при остановке dritto – левая. Этот метод полезен для «ближней игры», поскольку подходит для захватов левой рукой (XI; 17-20).
Шаги всегда должны быть короткими и осторожными (X; 9-12).

Удары.
Здесь рассматривается 7 разных ударов: 2 fendenti, 2 volanti, rota (два восходящих удара) и укол. Первые три пары являются рубящими ударами и разделяются на dritti и rovesci по стороне, с которой наносятся: с правой стороны dritti, с левой – rovesci. Удары dritto наносятся истинным лезвием, удары rovesci ложным лезвием, за исключением fendente, который всегда наносится истинным лезвием. (V; 4-9). Другое различие кроется в их функциях в бою: dritti большей частью защитные удары, тогда как rovesci – наступательные (III; 10-12).
Вади показывает специфичность каждого удара, даже если иногда он просто цитирует целые строки Flos Duellatorum.
Fendenti, (нисходящие удары истинным лезвием) имеют как цель голову противника и они способны ломать парирующие удары из нижних стоек благодаря своей силе. Они могут быть более опасны, если чередуются с rota (восходящие удары ложным лезвием). fendenti могут сломать любую стойку, и они наиболее безопасны для фехтовальщика, поскольку он никогда не открывается до конца действия.
В соответствии с глоссарием, fendenti Вади включают в себя любые нисходящие удары, вертикальные и диагональные.
Естественный финал для dritto fendente – “ de denti dе cinghiare”, тогда как для fendente rovescio – “porta di ferro piana terrena” (VI; 1-12).
Удар, который рождается из этих двух стоек – rota, который наиболее эффективен в связке с другими ударами, конкретно с fendente dritto, как подчеркивает Вади. Предпочтительные цели – руки и кисти противника, части тела, в которые обычно наносятся ложным лезвием удары “mezzo tempo” (VI; 13-21).
Volanti – mezzani горизонтальные удары, соответствующие ударам “tondo” нашего глоссария, которые начинается от бока фехтовальщика и заканчиваются на противоположной стороне. Их цель – все тело от колен до головы. Volanti имеют свойство противостоять уколам и fendenti. Эта часть руководства может читаться и противоположным способом, но наша интерпретация опирается на строки Flos Duellatorum, где ссылка на этот тип ударов используется как парирование против уколов VI; 22-27): “E rebatemo le punte fora de strada” ( и мы поражаем укол, сбивая его с пути).
Укол считается смертельным ударом, который способен преодолеть защиту противника благодаря опасности и скорости (VII; 1-7). Основной недостаток этой атаки – возможность перехвата его рубящим ударом с последствиями в виде медленного возврата оружия в защиту. Эта опасность отсутствует в ударах, поскольку они держат первоначальную траекторию благодаря своей высокой кинетической энергии. Вот почему автор советует быстро возвращать острие, если укол не попадает в цель ((VIII; 1-24). Укол не может использоваться в бою с несколькими противниками из-за своей скорости возвращения (IV; 73-76).
Вади упоминает так же stramazzone и roteggiare. Первый – fendente мулинет, с вращением запястья, который Вади делает, всегда вытянув руки к лицу противника, не отклоняясь с линии атаки (X; 13-16).
“roteggiare”, называемый так же “rotare” или “rota” – последовательность мулинетов. После прочтения 6 главы можно предположить, что это может быть последовательность fendente rovescio-rota dritta- fendente dritto- rota rovescia, которая снова может начинаться от своего конца, поскольку каждый удар является естественным продолжением следующего (XV; 1-12).
В защитной позиции или нанося удар, фехтовальщик должен всегда помнить, что меч держится близко к телу, защищая его, кроме того, хорошо держать меч направленным к лицу неприятеля, что бы запугать его (XVI; 1-12). .

Парирования.
У Вади три метода парирования. Первый и наиболее явный предполагает отражать удары противника обрушивая прямой fendente на клинок противника. В случае fendente или rota мечи скрещиваются вверху или внизу, тогда как volanti и уколы наносятся параллельно земле. Во время этого действия Вади рекомендует смещать клинок противника, действуя силой на клинки в контакте, что бы получить некоторое время на рипост (XI; 11-16). .
Второй метод парирования происходит от нижней стойки. Из этой позиции меч поднимается до скрещения с мечом противника. Вади подчеркивает возможную опасность этого действия, поскольку оно не имеет достаточной силы, что бы прервать мощный fendente (VI; 4-6; 28-33).
Третий метод полезен для отражения уколов и fendenti и выполняется через volante, отталкивая клинок противника в сторону от фехтовальщика (VI; 22-24).
Десятая глава «о кресте» и возможно автор под «крестом» имеет в виду кросс-парирование. Это действие состоит в остановке клинка противника ортогональным (перпендикулярным) противопоставлением собственного клинка с контрударом, создающим скрещение двух клинков. Flos Duellatorum показывает аналогичную интерпретацию и это создает несколько типов скрещения: скрещение острия, в полумече, и нижнее скрещение. Они так же разделяются на “coverte” dritte (dritte парирования или прикрытия) и “coverte” rovesce (rovescio прикрытия) Девятый стих Вади общий и состоит в похвале этого типа защиты (IX; 1-9).

Финт, время и мера.
В руководстве множество стихов, говорящих о “viste” мечом, то есть о финте сделанном для того что бы запутать соперника, которые не поймет куда на самом деле направлен удар. Автор сознается в бессилии объяснить это действие словами (XII; 1-8).
Техника финтов, к примеру, начинается в мере полумеча, продолжает последовательность в ударе в бок противника и делает финт на противоположную сторону. Когда противник потерял равновесие удар, наносимый в бок с финтом завершается захватом (XIII; 1-8).
“mezzo tempo”, или полувремя – быстрый удар с поворотом запястья без продвижения вперед. Вади снова допускает трудность его объяснения на словах (XIV; 1-8 и XVI; 13-17). Далее есть два примера “mezzo tempo”: первый это уже отмечавшийся stramazzone (X; 13-16), второй – загадочная volarica, которая ранит и парирует одновременно, поражая противника в голову своим правильным (истинным) лезвием.
Здесь есть ссылка на “tempo grande” (большое время) считавшееся одним из наиболее эффективных действий фехтования, которое может проникнуть в защиту противника благодаря мощным ударам (VIII; 28-33).
Мера: мы можем предположить что меры Фиоре де Либери и Болонской школы применимы и к Вади т.к. появляются и в тексте и в иллюстрациях (см. глоссарий)
Вади, подобно Мароццо и в отличие от Фиоре де Либери часто переходит в полумеч или закрытую игру посредством нижних уколов, ударов ложным лезвием или финтов открывающих путь для приближения к противнику.

Меры меча.
Общая высота двуручного меча должна быть равна расстоянию от земли до подмышки фехтовальщика. Круглое оголовье должно быть удобным для того, что бы поместиться в ладонь и легко удерживаться там. Рукоять длинною в спан (22.86 см) и гардой, длинной в рукоятку вместе с оголовьем, квадратного сечения и на концах плоская и заточенная. Меч, который используется для боя в доспехах, должен быть заточен на 4 пальца от острия с заостренной гардой и оголовьем (II; 1-20).
Меч должен быть легким, так как им фехтовальщик должен быть способен ранить и тут же возвратится в защиту (VIIII; 39-40), что бы в бою с несколькими противниками иметь больше шансов, возвращение меч в любой нужный момент (IV; 67-72). На дуэли фехтовальщик должен проверять мечи на идентичность, избегая того, что бы неприятель получил преимущество из-за длинны меча (IV; 31-34 и 55-60).

Техники двуручного меча в руководстве.
В этой секции мы анализировали индивидуальные техники двуручного меча из текстовой части руководства. Римская цифра отсылает к главе оригинального текста, а арабские цифры к строкам. Текст в квадратных скобках не принадлежит руководству, но представляет гипотезу, (неподтвержденную) которая исходит из последовательности описанной техники. Важно выделять какие из этих методов напоминают технику двуручного меча Ахилло Мароцццо более чем технику Фиоре де Либери.
В частности Фиоре почти всегда переходит в полумеч и захваты после кросс-парирования, тогда как Вади и Мароццо рубят ложным лезвием или производят нижний укол и оба значительно применяют финты для перехода в захват.

7) X; 21-33 (техника показанная на HEMA 2002)
Когда фехтовальщик желает перейти в полумеч, ему необходимо ожидать в «Стойке Вепря» удара противника. В этот момент фехтовальщик входит снизу с rovescio falso impuntato направленным в лицо, немедленно удваивая rovescio или mandritto. В следующих строках Вади предлагает наносить последние удары не как простые fendente или riverso (возможно tondo), но с промежуточным действием между ними – двумя диагональными ударами (sgualembri) в лицо.
Такова возможность перейти в игру полумеча, а оттуда, возможно, в “gioco stretto”.
Как ни странно, но, кажется, для Вади здесь слово “fendente” имеет также значение (вертикального удара вниз), что и в нашем Глоссарии и в описаниях Болонской школы вместо более широкого значения это слова в Flos Duellatorum а так же для нашего автора (любой нисходящий удар, вертикальный или диагональный)
Такое «анахроническое» появление названий, используемых позже в Болонской школе, может быть замечено в Flos Duellatorum, где появляется слово «tondo» для горизонтального удара вместо “mezano”.
Это может указывать на то, что названия ударов, использованных в Болонской школе, уже использовались задолго до работ Мароццо и Манчолино.

Глава 3. Фиоре де Либери: стойки и техники меча.
Показаны на HEMA 2002.

Здесь мы ссылаемся на фотокопии иллюстраций из рукописи Pisani Dossi.
Стр. 13а, рис.3: из начальной стойки все удары и уколы могут быть парированы ударами справа, с коротким скрещиванием. Выпад слева с правой ногой впереди и большим шагом левой ногой.
Стр. 13а, рис.4: работа ногами как и раньше, парирование и укол, затем можно сделать захват.
Стр. 13в, рис 1: работа ногами как и раньше, схватить клинок левой рукой, парирование и укол.
Стр. 13в, рис 2: работа ногами как и раньше, парирование и удар mandritto.
Стр. 13в, рис. 3: работа ногами как и раньше, сделать показанный захват (выкручивайте руку и меч противника уйдет влево, укол или удар.
Стр. 13в, рис 4: работа ногами как и раньше, смещение меча противника влево левой рукой и укол.
Стр. 14а, рис 1: без движения, парирование и удар (парирование должно производится на ранней стали удара)
Стр. 14а, рис 2: работа ног как и раньше, захват как показано (нейтрализуйте противника вращая его кисть против часовой стрелки), удар или укол.
Стр. 14а, рис 3: работа ног как и раньше, парирование, захват как показано, устанавливая противника в суставной ключ, укол.
Стр.14a рис. 4: работа ног как и раньше, парирование, толкните противника в локоть, заставляя его повернутся, удар или укол.
Стр. 4в, рис 1: после предыдущей техники вместо непосредственно поражения, двигаетесь вперед с половинным шагом (левая нога вперед, правая за ней)
Стр. 4в, рис 2: против укола, перемещение назад, парирование, толкая меч противника вправо, а затем, вниз. Из этого могут следовать много действий, от простого толчка, который ломает локоть, до укола в живот или рубящего удара в спину.
Стр. 14в, рис. 3: после предыдущего действия, приблизьтесь подшагом и поражайте в горло левой рукой, затем можно толкнуть и бросить противника.
Стр. 14в, рис. 4: всегда после рис. 2, захватывайте правое запястье противника помещая ступню на меч (он будет сломан) и колите или рубите.

Двуручный меч.

Стойки

18A – pic. 1,2,3,4
- Tutta Porta di Ferro: Железная дверь
- Posta di Donna (Soprana): Стойка женщины (Верхняя)
- Posta Reale di Vera Finestra: Королевская (т.е. правая) Стойка истинного окна
- Porta di Ferro Mezzana: Средняя железная дверь
18B – pic. 1,2,3,4
- Posta Longa: Длинная стойка
- Posta Corona, o Posta Frontale: стойка короны или Фронтальная стойка
- Posta di Donna: Стойка женщины
- Dent de Zenchiar: Кабаний клык
19A – pic. 1,2,3,4
- Posta Breve: Короткая стойка
- Stanca Posta di Vera Finestra: Левая стойка истинного окна
- Coda Lunga e Distesa: Длинна и стойка (????)
- Posta di Bicorno: Двурогая стойка
Техники “GIOCO LARGO”

19в, рис 1,2
Вы парируете на отходе с шагом (tornare) или полушагом (decrescere), и если вы сильны, скрещивая клинки влево, но не слишком сильно, немедленно колите. (Getty).
В противном случае, вы можете поднять ваш клинок, шагнуть влево и ударить fendente в голову или руки (Getty) или перенести меч ниже и нанести укол (Pisani Dossi).

19в, рис. 3,4
Парируете без перемещения, затем боковой шаг вправо, поражая руки противника (Pisani Dossi).
Или после парирования, не теряя контакта с клинком, нисходящий удар в руки, затем боковой шаг вправо и укол. (Getty).

20A – Pic. 1,2
Техника называемая “colpo del villano” в рукописи Pisani Dossi.
Парируете, затем шаг вперед в «закрытие» с сильной частью клинка на клинке противника и так блокируя клинок противника.
Затем переносите левую ногу вперед, ближе к правой (противника?), удар мечом и пинок (дополнительно)

20A – Pic. 3,4
Техника, называемая “colpo del villano” в рукописи Getty.
Парируете, пересекая клинок противника и позволяя ему скользить по вашему клинку и шаг вправо, одновременно перемещая влево правую ногу (если выдвинута, то называется кросс – выпад, если позади то крос-шаг).
Затем боковой шаг вперед и влево с ударом fendente.
Противник может ударить roverso снизу, так что лучше закрыть этот путь, держа руки гарду ниже во
время fendente и cдвигая ее немного вперед.

20B – Pic. 1
Если противник атакует в ногу, отступите назад, без парирования и бейте вертикальным fendente в голову или горизонтальным tondo – mezzano в горло, или в кисти и руки.

20B – Pic. 2
После пересечения, приближайтесь к нему с сильной частью клинка на его клинке (его внимание будет не на ударе в голову) и пинок «нижний».

Техники “GIOCO STRETTO”

22A – pic. 1,3
Кросс-парирование с шагом вперед правой ногой, шаг влево (к правому боку противника) левой ногой, позволяя его мечу уйти вправо (или выталкивая его вправо), поднимая его запястье и удар оголовьем или удар fendente.

22A – pic. 1,4
Техника, выполняемая легче, если вы будете ближе к противнику: похожа на предыдущую, но вместо поднимания запястья, удар оголовьем держа обе руки на мече.

22B – pic. 1,2,3
Три способа развития предыдущих техник (другие техники закрытой игры): шаг вперед с правой ноги и бросок противника как показано: помещением гарды меча.