Смысл упражнений с оружием.


Давно возникло желание записывать тезисы, которые формулируют значения отдельных упражнений. Свое видение смысла тех или иных форм с оружием можно обсуждать в манере «дискуссионного клуба», добавляя различные интерпретации материала. Начну с нескольких общих тезисов.
Время от времени тезисы, которые представляются мне разумными и позволяют раскрыть личное мнение о пользе занятий с оружием, и конкретно – упражнений можно пересматривать, и таким образом, возникнет своего рода дневник представлений.
1.Под упражнениями я понимаю не абстрактную задачу – необозримое бесконечное совершенствование тела и духа, навеянное мистикой восточных медитаций, и не сугубо прикладной аспект, который ближе европейскому рационализму – победить в драке. Как правило люди мечутся в растерянности между этими двумя крайностями, пытаясь найти одобрения своим экспериментам с оружием у тех, чьи точки зрения уже сложились либо в восточной традиции БИ, либо под влиянием европейской культуры спортивных единоборств. Имеет ли смысл подобным образом воспринимать упражнения с оружием? Надо ли ориентироваться на мнения неких «специалистов» или нужно самостоятельно открывать для себя возможности своего тела, узнавать грани его чуствительности, ловкости и координации?
2.В одном из руководств по кендо хороший дядька Хироси Одзава написал пять причин, по которым не следует брать в руки меч. Фактически же эти причины в природе человека имеют наиболее сильное значение, и создают мотивацию, которая не позволяет вовлекать сознание в суть упражнений с оружием – ощущать рост жизненной энергии и прекрасное настроение которое генерирует тело вне зависимости от внешних обстоятельств. Неверные же мотивационные стратегии ставят внешний источник смысла всех занятий в такое положение, когда он фактически становится постоянным тормозом и барьером на пути достижения внутренней независимости и естесственности духа. 5 причин возможно я сейчас не вспомню детально, но они похожи тем, что они имеют меж собой общность, исходящую от социальной зависимости.
1Желание побеждать других людей.
2Желание вызывать к себе уважение и быть авторитетом благодаря занятиям с оружием.
3Желание зарабатывать деньги благодаря умению владеть оружием.
4Необходимость привлекать к себе внимание.
5Желание быть оригинальным, а также и желание самоутверждаться на фоне других людей.
3.Что из этого следует? Ведь дело в том, что человек, истинной целью которого является не изучение через оружие опыта внутренних переживаний и ощущений, а достижение уважения, денег, власти, общения, внимания оказывается в ситуации когда он как правило получает чтото из своих целей раньше чем достигает серьезного опыта. Девушка, пришедшая заниматься с оружием, может заниматься сосредоточенно до того момента пока не познакомится с теми людьми, чье внимание для нее существенно перевешивает сомнительную ценность размахивания предметами. парень, которому не хватило места в мужских брутальных компаниях начинает воспринимать себя серьезным бойцом зачастую не от опыта физической культуры движений с оружием, а от того что с ним уже здороваются за руку все знакомые по клубу. Он уже чуствует что «чтото может». Иногда это заблуждение приходит при создании ситуаций неоправданного риска, где получены травмы, был выброс адреналина, исход конкуренции оставался неясным до финала сравнения возможностей. Факт победы в таком соперничестве оказывается нередко остановкой развития, так как насколько бы не был мал опыт бойца – усилия он воспринимает как очень серьезные, опасность как максимальную, а победу – как результат того для чего он тренировался. И вот победа достигнута, куда двигаться дальше?
4.В одной из книжек попадался пример про бегунов, который забавным образом подходит в тему. В кратце – неопытный бегун, пробежав немного выглядит так как будто бежал целый день. Увидя его мы можем впечатлиться его титаническим усилиям, которые он прикладывает к бегу. И наоборот – тот бегун, который имеет значительный опыт, пробегая намного более серьезное расстояние, не выглядит так как будто проделывает гигантскую работу. Он делает это более естественно и экономично, иначе бы его опыт ничего не стоил. Так же и победа в поединке – сравнима с этой ситуацией. Представим себе двух неопытных бегунов, главное для которых победа. Пробежав спотыкаясь и задыхаясь 5% от нормы серьезного спортсмена они вряд ли поймут, что такая победа не имеет ценности. Ведь они же состязались друг с другом. Достигая таким методом статус победителя человек и думать не хочет что ему стоило бы сделать в десять раз больше. В глазах конкурента он уже ПОБЕДИТЕЛЬ, а значит умеет владеть содержанием соревнования.
5.Его победа, грубо говоря, стоит у него на пути. Чтобы победить более сильного соперника, ему придется принять на себя отказ от того что он победитель, и бороться за результат так, словно он начинает сначала. Абсолютно так же обстоит ситуация с зароботком денег или достижением внимания. У тебя есть текстолитовая катана, и все – ты уже оригинален и паришь над толпой простых смертных. Если тебе дали денег, то за что тебе их дали фиксируется в мертвую форму сохраняя гарантию что вот этот товар стоит вот эти деньги. Другой «товар» становится непростительно рискованным. так как этот продается, а новый еще неизвестен и может тебя лишить того что уже своей продажей обеспечивает достижение цели (денег).
6.Я не выступаю в своих тезисах за то, что соревнования – грех, деньги зарабатывать нельзя, внимание получать вредно, и общаться благодаря занятиям с мечом это показывать себя тупым тусовщиком. Вопрос тут скорее в возможностях определять истинные намерения, ведь человек, оказавшись в ситуации выбора, где для него безумно привлекательно что то чего бы он хотел достигать напрямую — в такой ситуации человек как правило решительно отбрасывает занятия и старается схватить то чего ему действительно не хватало.
7.Понимание этого толкает на следующую мысль – ценность занятий с оружием и фехтовальных упражнений до конца не воспринимается большинством из тех кого привлекает атрибутика либо атмосфера связанная с оружием. Они прячут свои мысли и чуства, скрывают истинные мотивы, так как зачастую боятся признаться даже себе что им нужно нечто иное. Как поступать в такой ситуации? Обещать исполнение того что является мотивом занятий, или перевоспитывать, ничего не обещая?
8.Выходом из ситуации является конечно следование тенденциям развития популярных видов спорта. там присутствует мотивация на почет, уважение, победу, заработок, но только как дополнение к квалифицированному спортивному содержанию. Существуют нормативы, эталоны образцов содержания каждого вида спорта, требования к выполнению упражнений, правила и судейство поддерживающие контроль за ценностью результатов спортивной деятельности. Не создавая образцов невозможно ориентировать занимающегося на конкретное содержание в области физической культуры. Поэтому образцовое содержание должно иметь свою структуру, и быть однозначным эталоном демонстрирующим ОПЫТ и УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА занимающегося. Соревнования и выступления должны быть всего лишь местом демонстрации для сложившейся согласно требованиям данного спортивного направления, определенной физической культуры. Таким образом, не соревнования являются мерилом ценности конкретных образцов физической культуры, они обязаны уже сформироваться ДО ситуации соревнования.
9.Естесственно, образцы специфической культуры владения оружием, упражнения с ним нуждаются в определенной популяризации. Этот процесс идет во многих видах любительского молодежного спорта. причем содержание многих направлений меняется просто на глазах. Увеличивается сложность и качество элементов, растет средний уровень тренированности спортсменов, усиливается известность элементов технического содержания спорта благодаря СМИ.
10.Благодаря этому процессу непрерывного развития часто содержание отдельных элементов соревновательной культуры определяется текущим витком эволюции, своеобразной модой на показательное, демонстративное владение приемами некой технической базы. Поэтому ценность приемов часто имеет свое обоснование не в оторванности отдельных наиболее ярких элементов и их оригинальности, а наоборот в том, что своей сложностью они подчеркивают необходимость освоения стандартной базовой техники, дающей понимание основных видов усилий из которых потом складываются те или иные приемы.
11.Возмем для примера такое движение как приседание на двух ногах на полностью согнутые в коленях ноги. В принципе это движение доступно каждому. Но ситуационно его смысл задается содержанием тех действий, которые диктует развитие возможного поединка, его длительность и характер нагрузки бойцов дополнительным снаряжением. Присед является обобщающим уклонением, которое в практическом смысле позволяет мешать попаданиям в верхнюю часть тела ударами идущими через сторону сверху, горизонтально и даже снизу. Количество таких ударов в бою субъективно не менее 70%. Из этого следует, что начальные кондиции занимающегося должны соответствовать умению выполнить присед то количество раз, сколько ударов может быть нанесено за ход поединка. Эта цифра составит в целом порядка 100-120 ударов при самом грубом подсчете.
1)Следовательно начальный уровень заключается в выполнении 100 приседаний без пауз за произвольное время.
Но условный бой длится 2 минуты.
2)Значит нормативом следущего порядка является выполнение 100-120- приседаний за время в 2 минуты, так чтобы 1 приседание по времени равнялось одиночному усиленному удару, после которого предположительно следует такой же удар. Тоесть сесть и четко встать нужно за 1 секунду и делать это 2 мин подряд.
12.Как мы знаем, в процессе поединка оба участника вооружены. Значит смыслом кондиций уровня сложности 2 может быть только некоторое сопротивление вооруженному противнику со стороны невооруженного, при условии если атакующий не выполняет серийных либо укороченных ударов со скоростью выше 1 удара в секунду. При наличии оружия появляется дополнительная нагрузка по весу, требующая вертикальной стабилизации системы, пока руки управляют разгоном инерции своего клинка и воздействием через свое оружие на инерцию клинка противника. Эта стабилизирующая нагрузка на удержание вертикального положения при подъеме и приседе ложится на ноги, они как бы начинают работать в излишнем сковывающем напряжении. Грубо его можно представить себе как усложнение приседаний примерно наполовину (50% от уже имеющейся нагрузки)
3)Следовательно это будет означать либо увеличение общего норматива до примерно 150-175 приседаний, или выполнение приседов с большей скоростью но за чуть меньшее время – допустим 90 раз в 1 минуту.
Но все предыдущие нормативы мы считали с точки зрения боя в котором каждый участник не отягощен доспехом. При наличии защитного снаряжения мы получаем дополнительную нагрузку в 20-30 кг. Возращаясь к предыдущим обоснованиям нормативов можно сказать. что нормативы 1 и 2 уровня теперь следует выполнять со штангой допустимв 30 кг или двумя гирями 16 кг.
4) Итак, хаха – 100 приседов с двумя 16 кг гирями. Либо со штангой.
5) Присед на время: за 30 сек с грузом 30 кг нужно присесть 30 раз. Все вобщем то логично.
13.Если рассматривать приседания таким образом, то с точки зрения общей выносливости суммарное голичество приседов без отягощения можно смело увеличивать раза в 2-2.5. Что и будет 350-500 раз. Но на этом нормативы конечно не перестают усложнятся, так как функциональное значение приседа в поединке еще не исчерпано. Основное предназначение приседа с атлетической точки зрения в поединке с инерционным оружием, это участие в структуре спецприемов в ходе силовой борьбы. Важнейшим из таких действий будет захват противника с его последующим опрокидыванием. Один из упрощенных вариантов такого действия является захват за переднюю ногу на выпаде. ориентировочно для начального приближения к весу человека без доспехов мы можем взять за нагрузку в этом случае где то 35-45 кг. Это где то половина веса тела взрослого человека ( на котором нет защитного снаряжения) если мы пытаемся опрокинуть его захватом за ногу. Эта цифра приводит нас к пониманию того, что присед осуществляется как атлетическое действиев нормативах упрощенного подхода в виде приседания с весом 40-50 кг, выполняемого то количество раз, сколько ситуаций для броском можно реализовать за время поединка с бездоспешным противником.
6)Это примерно 15-20 раз по 40- 50 кг.
7)С бронированным противником соответственно + еще 30 кг. Тоесть 70-80 кг 15-20 раз без учета времени.
14.Если случайно вспомнить нормативы некоторых преподавателей капоэйры, выяснится что они выполняют приседы с весом 120 кг. При этом можно с уверенностью сказать что им не приходится сражаться с одоспешенными бойцами. Но логика этот вес вполне объясняет тем, что количество приседаний за многочасовую роду будет находится в районе от нескольких сотен до пары тысяч раз в сумме, да и подъем противника взрослого веса на бросок потребует уверенного управления грузом в 80-90-100 кг. что же делать бедному историческому фехтовальщику?
8)А вот судя по всему, приседать штуку раз в норме. И на максимуме тягать в разовом подходе около 150кг. Иначе он не боец, поскольку еще не набрал тех кондиций после которых возникает возможность практики всех видов фехтовального содержания.