Дестреза и рубящая манера фехтования.


Очень часто, интересуясь испанской системой «Дестреза», фехтовальщики и реконструкторы в первую очередь соотносят ее с мастерством боя легким клинковым оружием, который ведется преимущественно уколами. С легкой руки Э.Кастла, автора монографии о истории европейского фехтования Дестрезу воспринимают как пережиток прошлого, уступивший место более агрессивным и модным стилям Италии и Франции. Далеко не всем приходит в голову, что манера испанского стиля не была основана на безусловном преимуществе уколов над рубящими ударами. Это представление сформировано скорее более поздними традициями дуэльного фехтования и предвзятым отношением дуэльных школ к универсальной системе фехтовальной подготовки, выстроенной в первую очередь в военных целях. Разнообразие военного холодного оружия должно было рано или поздно сформировать особую систему взглядов, которая могла бы учитывать общие закономерности, в том числе и на уровне тактики. Поэтому первоначально Дестреза скорее всего несла в себе черты универсального рыцарского вооруженного единоборства, в котором учитывались как возможности видов оружия, так и физические качества бойцов, проявляющиеся в индивидуальных навыках и общих телесных кондициях. Для того чтобы проверить это размышление нужно еще раз взглянуть на общеизвестные факты о Дестрезе.

В отличие от других систем фехтования, Дестреза базируется на движениях, а не только на технике. Это значит, что движение – особое действие и оружия и тела. Все приемы (treta) в Дестрезе формируются комбинацией движений, составляющих техническую основу. Как в танцах, где каждый шаг изучают отдельно, а потом появляется возможность огромного числа комбинаций, из которых и состоит танец, так же и испанское фехтование основывается на различных комбинациях движений и приемов. Специфическим образом выстроенное виртуальное геометрическое пространство, непонятое и осмеянное современниками испанского стиля, предполагает что движения фехтовальщиков имеют общую размерность и объем, которые можно прогнозировать. «Магический круг», это не определенное постоянное место, границы которого нужно изображать на полу с помощью измерительных инструментов. Воображаемый круг движется вместе с фехтовальщиками, когда они вступают в бой. Дестреза подразумевает динамичное перемещение внутри круга. Границы круга существуют в сознании диестро. Это откладывается у него в голове за годы напряженного теоретического и практического обучения.

Фехтовальщики более поздних стилей перемещались из одной позиции в другую, стараясь раскрыть защиту противника или улавливая возможность атаковать в момент, когда противник сам меняет стойку. Фехтовальщики так же атаковали против предпринятой на них атаки, когда противник приближался на дистанцию удара (с опережением), что известно как stesso tempo, где парирование и атака становились одним целым. В противоположность этому в Дестрезе существует только одна действительно защитная позиция. Стойка, которая постоянно удерживает противника в от атаки под угрозой острия безусловно способствует защите. Она создает тактические трудности противнику, который вынужден прорываться через эту линию обороны, чтобы получить возможность атаковать и не пораниться самому. Атаки не встречаются контратаками, как в итальянских школах, а обыгрываются при помощи перемещений в защитной стойке с одновременным контролем клинка противника собственным клинком Диестро. Это кажется похожим на то, чему учили в итальянских школах, но не совсем. Разница в том, что Диестро подстраховывали свою защитную позицию, уходя от атаки противника, а не атакуя против атаки. Это похоже на то, как торреро поступает с атакующим быком. Когда животное бросается вперед, он уклоняется под углом к линии атаки, чтобы не попасть под натиск и втыкает бандерильи (длинные украшенные дротики) или эсток в быка в одной непрерывной последовательности движений, из которых складывается его техника. В то время, как итальянские фехтовальщики считали, что лучший способ защиты это контратака. Хорошим объяснением этой манеры боя является такая идея – неодоспешенный боец мог сражаться данным способом и против защищенного доспехом бойца, точно также как тореадор не пытается сопротивляться натиску быка, а действует исходя из прикладываемой животным силы выбирая позиции где эта сила перестает действовать. Возможно не вполне верно и само представление о том, что угроза острием имеет основное защитное значение в типичной для дестрезы позиции. Если ввести в ситуацию возможность боя с защищенным противником, угроза острия не будет иметь такого важного значения, так как слишком легко нейтрализуется при любом соединении оружия и противопоставлением надежно защищенной доспехом поверхности тела. Скорее всего значение подобной позитуры было заключено в специфическом тактильном навыке, который позволял предупреждать любые атакующие действия противника оружием на самой ранней стадии и на максимальной от себя дистанции. А угроза острия была побочным и не основным достижением тактической схемы. Общеизвестно, что на начальной стадии любое движение оружием меньше сопротивляется помехам и его можно ослабить или нарушить более легким усилием. Следущий тезис подтверждает это наблюдение.
«Сальватор Фабрис в 1606 году в трактате «De lo Schermo» утверждает, что единственной надежной манерой боя является встречать клинком тело противника в момент, когда он бросается вперед. Испанские же фехтовальщики считали, что лучшая защита, это убрать тело от атаки, одновременно перемещая оружие к оружию противника, таким образом перекрывая линию атаки сцепкой либо оппозицией или просто размещая оружие так, чтобы воспрепятствовать атаке.» Судя по этим описаниям подобная манера боя могла сложилась не на технике преимущественного укола, а гораздо раньше, и является универсальной, равно пригодной как для тяжелого рубящего, так и для легкого колющего оружия.

Есть еще одно различие между итальянскими школами и испанской школой в управлении оружием. В Италии удары и уколы классифицировались в зависимости от направлений, по которым они нанесены, например: диагональные рубящие удары (squalembrato), удары сверху вниз (fendente), уколы сверху вниз (imbrocatta) и снизу вверх (stocatta). В Дистрезе удары классифицируются в зависимости от движений, выполняемых фехтовальщиком, а не по направлению. Удары от плеча (arrebatar), локтевые удары (medio tajo), удары кистью (mandoble). Уколы (esotcadas) вообще не классифицируются. Они выполняются под любым углом в зависимости от положения оружия и тела фехтовальщика относительно противника. В защитных действиях самим оружием так же существует заметный контраст. Итальянские школы того времени никогда не давали ясного определения защитных действий (парирований), но четко указывали на необходимость сорвать или блокировать атаку. В Дестрезе же ясно излагаются приемы защиты оружием, как способы перенаправления, или отклонения атакующего оружия с помощью клинка Диестро. Позиции не описаны и не пронумерованы. Они могли применяться бесконечным числом способов. Однако все они должны были обеспечивать встречу клинка противника сильной частью своего клинка или гардой. Эта техника называлась Desvio. С точки зрения рубящей манеры боя описанные моменты могут найти простое объяснение. Гражданское дуэльное фехтование оказалось наиболее распространено в сравнении с военным стилем, подразумевавшим неравное оружие и неравные условия боя. Бой незащищенного бойца против тяжеловооруженного воина в латах не мог восприниматься как главная цель обучения искусству фехтования, ведь в добровольных поединках заведомо неравные условия исключались либо маскировались. Без защитного снаряжения тяжелое рубящее оружие перестает давать явное преимущество, соответственно отпадает необходимость выполнять силовые атлетические атаки, рассчитанные на преодоление брони или веса тяжелого рубящего клинка у противника при выполнении им защит. Удары причиняют достаточно серьезные раны при попадании по «голому» человеку, и таким образом, выделять в них три степени силовой нагрузки перестает иметь всякий смысл. Получается что итальянский стиль уравнял по силе удары и уколы (поэтому учитывал только их направления) , а испанский стиль не нуждался в нумерации защит, поскольку разная сила атаки в сочетании с общим телодвижением являлась более важным показателем действия, чем его направление. О том что нумерация защит – это явление к которому надо подходить с осторожностью, утверждает и Дж.Клементс, современный реконструктор фехтования. В рубящей манере боя «чуство оружия» и знание размерности усилий не могут быть заменены обобщенными защитами по принципу перегораживания направления атаки из более поздних видов фехтования легким клинком. Возможно именно об этом идет речь в распространенных описаниях Дестрезы, которые тем не менее продолжают восприниматься упрощенно.

Испанские фехтовальщики атаковали и защищались, перемещаясь по ободу воображаемого круга (Compases). Они старались раскрыть защиту противника при помощи различных изменений ритма темпа и дистанции, а атаки и защиты выполняли, перемещаясь под углом к противнику и пересекая круг по хордам. Диестро никогда не двигались линейно вперед. Благодаря особенностям защитной стойки, при атаке по диаметру встреча с клинком противника была неизбежной. Нарваэс утверждал: «Вдоль диаметральной линии никто не может атаковать, не получив повреждений». Для понимания этой фразы важно также знать особенности силовой техники удара, о чем не так много информации на фехтовальных ресурсах и в литературе. Дело в том, что приложение максимальной силы удара наиболее выгодно не с позиции прямо перед противником (это работает только в случае вертикального удара сверху), а с выполнением траверса под небольшим углом в сторону от противника. Этим достигается выгоднейшее приложение силы, так как обе руки занимают удобное положение и могут в такой позиции продолжать ведение рубящего удара через сопротивление помехам на гораздо большую глубину хода клинка. Руки же человека который атакует цель боковыми ударами сверху, снизу или горизонтально находясь прямо перед ней без смещения в сторону, всегда уступают в силе нажима по причине слабого положения рук в момент фокусировки удара. Следующий абзац говорит практически именно об этом, но такими словами, которые к сожалению допускают превратное толкование.
«Все атаки, и колющие и рубящие, всегда выполнялись под углом к противнику с любой стороны от его клинка. Хорды круга повторяют углы при которых и атаки и защитные позиции были наиболее эффективны. Фехтовальщик не предугадывал ответов противника. Ответы зависели от характера движений и ими же определялись, как утверждал Нарваэс: «ganando los grados al perfil» (выигрывая угол или профиль, иными словами, находя наилучшую позицию для атаки). Это достигалось за счет изощренных передвижений, без которых было немыслимо боевое мастерство. В этих передвижениях и должна с убийственной эффективностью воплотиться геометрия. Нарваэс называет это искусство ключом к Дестрезе и способом управлять ею. Если диестро достиг высокого уровня мастерства, он способен управлять перемещениями противника при помощи едва заметных движений и изменений положения своего тела. Таким образом, управляя противником, диестро должен уметь создать подходящий для атаки угол в то время, как его противник находится в уязвимой позиции.»

Пространственные взаимоотношения между противниками не описывались одной только геометрией. (!) Так же были важны движение и положение оружия. Во всех испанских трудах постоянно подчеркивается, что контроль над оружием противника должен осуществляться при помощи атажио (atajo), то есть с захватом или оппозицией собственным оружием.

Диестро приобретали навыки атажио, развивая то, что испанские мастера называли такто (tacto). Такто лучше всего определить, как тактильные ощущения в руке фехтовальщика, держащего оружие. Эти ощущения позволяли диестро оценить силу, слабость и намерения противника при контакте клинков. Фактически, tacto, это то же самое, что и французский термин «Sentiment du Fer» (чувство железа), используемый по сей день в фехтовании на рапирах и шпагах. Для успешного атажио контролирующий клинок должен быть размещен относительно контролируемого клинка так, чтобы обеспечить наибольший рычаг и механическое преимущество. Это определялось самим диестро, исходя из знания и использования углов. Как говорил Карранза, «осознание, достигаемое применением» и «из использования рождается понимание». Эта геометрическая концептуализация применима так же и к действиям оружием. Если диестро поднимает оружие вверх для удара сверху вниз, величина угла определяется дистанцией и позицией противника так же, как и выбранной для удара целью. Угол, под которым располагается оружие защищающегося определяется углом атаки и положением атакующего оружия. Если атака направлена в голову диестро, он может отклонить оружие сильной частью своего клинка, одновременно поражая противника острием. Знание углов использовалось и в защитных действиях, таких, как desvio (отражение, парирование; литературно, изменение направления). Чтобы эффективно применять десвио, диестро должен расположить свое оружие относительно оружия противника так, чтобы не только отразить атаку, но и сделать возможной ответную атаку тем же движением. Это достижимо только тогда, когда диестро имеет понятия о механических преимуществах, которые может достичь верным расположением своего клинка.

Вполне вероятно что в Дестрезе с точки зрения рубящей манеры фехтования существовала более подробная система описания атлетического содержания движений, которая оказалась утрачена. Ее можно восстановить путем экспериментов и рассмотрения источников с новых позиций. Мы знаем что фехтовальщики прошлого видели важность проблемы сохранения традиций рубящей манеры фехтования, благоприятной для военных целей. Примером таких взглядов можно считать Сильвера, который открыто протестовал против моды в фехтовании, устанавливающей приоритет «дуэлей» над «сражениями».