Фехтовальные братства средневековой Европы.


Наиболее крупным из первых союзов стало основанное в Нюрнберге «Общее братство Святой и Пречистой Девы Марии и Святого и могущественного князя небесного Святого Марка», или, сокращенно, «Марковы братья». 10 августа 1487 года Фридрих II даровал им первую грамоту о привилегиях, согласно которой, в частности, «Марковы братья» получили право именоваться «мастерами меча». Вскоре «Марковы братья» переехали во Франкфурт-на-Майне, ставший на время центром фехтовального искусства Европы. Постепенно этот союз занял монопольное положение. Желающие преподавать фехтование должны были приехать на осеннюю ярмарку и сразиться с капитаном и четырьмя мастерами «Марковых братьев». Тот, кто выдерживал испытание, за 2 гульдена получал два символических удара мечом по чреслам, после чего ему передавали «секреты», рифмованные памятные сентенции, «записки» и тайную подпись, по которой члены союза узнавали друг друга во всем мире. Наиболее популярным оружием были в то время шесты, дубины, кинжалы, алебарды, пики но прежде всего двуручные и полуторные мечи, и введенные чешскими фехтовальщиками дюсаки – первоначально, возможно, деревянные, затем стальные изогнутые, широкие полосы с продолговатым отверстием для руки у основания. Интересным специфическим оружием «Марковых братьев» был корделач – большая, часто двуручная сабля. Также изучались приемы борьбы и самообороны без оружия против противника, вооруженного кинжалом.

Около 1570 года от «Марковых братьев» отделился ряд мастеров, которые основали свой союз «Фехтовальщики пера» (в их гербе было изображено гусиное перо). Штаб-квартиру они расположили в Праге и вскоре получили от императора Рудольфа II свою долю привилегий.
Первая немецкая гильдия фехтовальщиков “Святой Девы Марии и князя небесного Святого Марка» (Марковы Братья), основана во Франкфурте на Майне, пользовалась большой популярностью.
1487 получают от Фридриха III в Нюрнберге привилегии (никому кроме них не разрешалось обучать фехтованию за деньги), которые до 1609 возобновлялись 9 раз. От Карла IV получают 1541 герб дворянства.
Некоторые их члены отделяются и закладывают 1570 в Праге «Фехтовальщиков пера или Витковцев», ориентируясь на принципы учения Марковых братьев, в 1607 получают также свой герб от Рудольфа III, который их поддерживает и спонсирует. Как и у Марковых братьев был свой патрон – св. Марк (hl. Markus), фехтовальщики пера выбирают своим патроном св. Вита, что и отражается не редко в их названии. Пишется, что они были одни из первых, кто принял испанское и итальянское учение о фехтовании и начали ему свободно обучать в “наших краях”. С 1570 начинает приходит в моду рапира. Название братства происходит от жаргонного выражения Рапиры – “Федер” (нем. Feder-Перо), оно у них также объявляется позже в гербе. 1575 основывают также школу во Франкфурте, что вызывает неприязнь у их “родных” братьев Марковых, так как те считают себя единственными и неповторимыми и пытаются удержать монополию, начинается конкуренция. Но также пишется, что они работают вместе и не редко помогают друг другу в обучении.
(На одном чешском форуме фехтовальщиков был комментарий о том, что в исторических упоминаниях о братстве Св.Витта не шло речи о каких-то моральных, характерных качествах, душевном удовлетворении в том, чем они занимаются, или о чести, доблести, вере, они выбирали фехтование скорее как спорт, профессию, зарабатывание денег. “Вы думаете, что они после каждого выигранного боя шли и молились? Они шли и щелкали орешки! Что и приблизило их ко двору, так как государь любил сам же те орешки.”)

Историческое чешское название Фехтовальщиков пера или братства Витковцев:
“Společnost svobodných šermířů od péra“, или Šermíři od péra (Federfechtýři)

Существовало еще параллельно другое братство – Братство Луки (также отделились от Марковцев), но пишется, что они создали себе плохую репутацию – считались больше забияками и драчунами, их бои заканчивались не редко кровопролитием, они зарабатывали деньги показными драками на ярмарках, и якобы обучали фехтованию за деньги. Объединение членов цеха «Братства Святого Луки» прочими братствами воспринималось как плебейское, так как они кочевали по городам, показывая свое мастерство за деньги, развлекая публику на свадьбах и других праздниках у богачей. В этой связи о них и содержится первое упоминание в хронике, посвященной собору в Констанце.

С точки зрения фехтования более консервативными были сформировавшиеся раньше «Братья Святого Марка», которые длительное время держались за элементы одиночных режущих (рубящих) ударов. На методы «Братьев Святого Витта» большое влияние оказали итальянская техника режущего и колющего удара и народные гуситские приемы. В системе, принятой «Братьями Св Луки», сочетались приемы борьбы и фехтования. Они придавали большое значение зрелищной стороне поединков и сыграли наиболее важную роль в распространении стиля фехтования, построенном на символическом выводе противника из строя».
На немецких форумах фехтовальщиков курсирует упоминание о исторической учебной книге, которая по комментариям должна быть доступна в каждой немецкой библиотеке, но которую можно достать и от любителей, если поискать:
(Wassmannsdorff, Karl (Dr.): Sechs Fechtschulen der Marxbrüder und Federfechter: aus den Jahren 1573 bis 1614, Heidelberg1870)
Доктор Карл Васмансдорф: Шесть школ фехтования Марковых братьев и Фехтовальщиков пера с 1573 по 1614 годы., г. Хайдельберг, издание 1870 года.
Судя по комментарием можно подумать, что она считается чем-то вроде учебного кодекса фехтования среди знатоков: “ Ты ничего не смыслишь в фехтовании!! Почитай хорошо Васмансдорфа!”

Как пишется, в 1730 году в Праге запрещаются все братства фехтовальщиков, далее фехтованию могут обучатся только элита и дворяне.
В Чехии в данное время существует только одна группа исторического фехтования с похожим названием – “Фехтовальщики Пера”, находятся в Чешских Будейовицах в Южной Моравии. Называются: Skupina historického šermu Fedrfechtýři