Культура фехтовального манежа.


Источник:
http://siluet.forum2x2.ru/t50-topic

(по наставлению 1852 года И.Е. Сивербрика).
1. Фехтовальный манеж – это место, где происходит фехтовальное действо – знакомство с искусством владения клинком, изучение техники фехтования, соревновательные и показательные турниры и все остальное, что связано с практикой фехтовального искусства. Под фехтовальным манежем можно подразумевать как помещение, зал, так и площадки на открытой местности. Они могут быть специально оборудованы или просто быть пригодны для проведения фехтовальных занятий.
2. Лица, имеющие отношение к фехтовальному искусству, подразделяются на три категории: 1-я категория – фехтмейстеры. Это лица, обладающие достаточным опытом, теоретической и практической базой, имеющие четко очерченный стиль фехтования, пользующиеся уважением в среде фехтовального общества и передающие свой опыт другим – менее опытным лицам, желающим познакомиться, изучить и овладеть искусством фехтования. 2-я категория – мониторы. Это лица, имеющие опыт в фехтовальном деле и помогающие фехтмейстеру в процессе его работы. 3-я категория – адепты. Это все лица, которые находятся в фехтовальном манеже с целью изучения фехтовального дела или с целью поддержания своего фехтовального уровня.
3. Дисциплина фехтовального манежа – это строгое и точное соблюдение порядка и правил, сложившихся в практике европейского фехтовального искусства. Она распространяется на всех без исключения персон, к этому роду занятий относящихся, хотя бы и краткосрочно.
4. Этика фехтовальных отношений – неукоснительное соблюдение правил поведения и соблюдение традиций, сложившихся в условиях занятий фехтовальным искусством.
5. Техническая безопасность служит для достижения нетравматичности процесса овладения фехтовальными навыками. Все лица без исключения подчиняются правилам технической безопасности, которые оговариваются отдельно и должны строжайше соблюдаться.
6. Материальная ответственность в условиях фехтовальной практики. Нередко одно лицо предоставляет право пользоваться своим имуществом другому. В случае порчи этого имущества по вине пользователя последний обязуется незамедлительно компенсировать утраченное имущество владельцу не позднее, чем в месячный срок. В случае невыполнения этого требования виновный может быть не допущен в фехтовальный манеж, а договор с ним аннулирован. Нередка практика поломки клинков. По историческим традициям фехтовальных гильдий Европы (довольно различных по стилям, но имеющим одну точку зрения в этом вопросе) виновен в поломке клинка всегда тот, в чьей руке был эфес в момент слома клинка.
7. Все без исключения отношения в практике занятий фехтовальным искусством подразделяются на: Партнерские – когда фехтующие лица равны друг другу по положению в фехтовальном манеже, и соответственно этому формируются их отношения друг с другом. Субординативные – это отношения всех без исключения в фехтовальном манеже и лиц фехтмейстерского уровня. Фехтмейстер есть лицо наиболее уважаемое в фехтовальном манеже, и к нему надлежащее отношение. Лица, не проявляющие уважительное отношение к фехтмейстеру, удаляются с фехтовального манежа, а договор с ними аннулируется. Монитор пользуется уважением так же, как и фехтмейстер, но уже всегда во вторую очередь. Других субординаций практика фехтовального манежа не предусматривает.
8. Обращение друг к другу на фехтовальном манеже – произвольное, цивильное. Обращение к фехтмейстеру – “мэтр” (если фехтмейстер – дама, то к ней обращаются словом “мадам”). Никаких имен после этих слов добавлять не надо. Обращение к монитору – “господин монитор” (если монитор – дама, то к ней обращаются словом “госпожа монитор”). Никаких имен после этих слов добавлять не надо.
9. Вход на территорию фехтовального манежа (даже если он пуст) осуществляется с легким поклоном головой (для дам – книксен). Таким же образом осуществляется уход с территории манежа.
10. Любые фехтовальные действия парного характера начинаются с фехтовального салюта рапирой (шпагой и т.д.)
11. По окончании фехтовальных действий обязательно поблагодарить своего партнера словом (“Спасибо!”) “Merci!”
12. Поле боя (“piste”, фр.) – это часть фехтовального манежа, имеющая четкие границы, где непосредственно проводится фехтовальное действие (поединок, спарринг – assault и т.п.) Поле боя неприкосновенно, ходить по нему нельзя никому, кроме тех, кто в данный момент на нем фехтует.
13. Любой фехтовальный предмет – рапира (шпага и т.п.) берется в руки только с позволения фехтмейстера лично каждому адепту.
14. Недопустимо, чтобы рапира (шпага и т.п.) лежала на полу, на земле, на траве. Для этого в фехтовальном помещении оборудуется специальный стол или стеллаж, а на свежем воздухе расстилается плащ.
15. Вне фехтовального действия рапира (шпага и т.п.) держится за клинок под гардой в небоевой руке, либо кладется на плащ.
16. В процессе фехтовального действия любого характера острие клинка должно доставляться к поражаемой поверхности противника под строгим контролем, мягко и с небольшим лишь усилием. Наилучший вариант – просто приставить клинок к поражаемой поверхности и удержать 2-3 секунды в этом положении, чтобы все смогли это увидеть. Это действия высшего уровня. Sic!
17. Нанесение грубого удара/укола (coup-frappe, фр.) – невежество самой мерзкой формы, присущее лишь плебейской (низкой) натуре, но не благородному фехтовальщику. Поступок сей столь недостойный, что фехтмейстер вправе удалить этого субъекта с фехтовального манежа.
18. Лицо, неоднократно нанесшее грубые удары/уколы, теряет право на занятия в данном фехтовальном манеже, а все договорные условия аннулируются.
19. Недопустимы на фехтовальном манеже всякие разговоры, споры и дискуссии с фехтмейстером или монитором. Это неуважение к ним и не соответствует этике фехтовального манежа.
20. Недопустимо бросание рапиры (шпаги и т.п.) на пол, на землю, наступать на нее, ковырять клинком в земле, тыкать в направлении кого-нибудь и вообще проявлять неуважительное отношение к этому предмету.
21. Недопустимо окликать ведущих фехтовальные действия – это может создать аварийную ситуацию.
22. Если рапира (шпага и т.п.) выбита в бою из руки партнера, то следует отсалютовать ему и дождаться, когда тот поднимет свою рапиру (шпагу и т.п.), встанет в позитуру и сможет продолжить поединок.
23. Если рапира (шпага и т.п.) выбита в бою из руки фехтмейстера (или дамы-партнера), то «следует с поспешной проворностью поднять с полу оружие, тотчас возвратить с извинением оное владельцу»