Концепция военно-исторического направления в патриотическом воспитании молодежи. Булавкин А.В., 2002.

Концепция военно-исторического направления в патриотическом воспитании молодежи

Булавкин А.В. 2002г.

Понимание потенциала военной истории в современном обществе заставляет отно­ситься к нему, как к средству воздействия на общественные нормы и ценно­сти, личные психологические, интеллектуальные и физические качества чело­века, а также на взаимоотношения личностного и личностно-общественного характера. Таким образом, военно-историческое направление является тесно связан­ным со всеми проявлениями личной и общественной жизни, отражая их в своем содержании в виде совокупности средств воспитания гармонично раз­витой личности. Требования к целостности воспитательного подхода предо­пределяют широкий спектр направлений деятельности.

Основные направления деятельности в военной истории объединяет общая необ­ходимость воспитания личностных качеств. Воспитание этих качеств может быть как узкоспецифичным (определенные двигательные навыки), так и про­являющимся повседневно (социальное поведение). Если предполагать, что сложившиеся в русской культуре ценности воинского воспитания есть в лю­бом случае проявление патриотизма и патриотического общественного укла­да, то и целевые направления деятельности в ИФ мы будем рассматривать как образцы патриотического воспитания.

Духовно-нравственное направление ориентировано на осознание лично­стью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процес­сов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведе­нии. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению отече­ству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств гражданской и воинской чести, личной ответственности и коллективизма. В практическом выражении потенциал исторического фехто­вания может быть реализован в создании воспитательных программ на основе уважения к религии, традиционной культуре, верованиям и обычаям прошло­го и настоящего времени. Создание в учебно-воспитательных целях условий самоопределения в нравственном выборе средствами игровых и моделируе­мых условностей является одной из характерных черт клубной молодежной работы в ИФ. Социально-игровой статус участников клубной деятельности, имитация ролевой среды, активизирующей духовный поиск, тематические ме­роприятия, посвященные воссозданию атмосферы благородного рыцарства способствуют нахождению и формированию нравственных ценностей моло­дого поколения.

Историческое направление сосредотачивает усилия на познании истори­ческих корней и осознании неповторимости отечества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исто­рической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно предполагает изучение многовековой истории отечества, места и роли Рос­сии в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных по­колений. В деятельности клубов ИФ эта область раскрывается в изучении молодежью истории материальной культуры быта, воинского снаряжения и атрибутики. Такие формы работы клубов, как историческая реконструкция, экспериментальная археология, историческое моделирование открывают доступ к аналитическому изучению большого фактологического материала. Проведение в числе мероприятий красочных исторических фестивалей, на­родных забав, молодецких игрищ и потех служит глубокому исследованию родной истории, воспитанию патриотизма, противодействию фальсификации истории и искажению исторических фактов. Моделирование исторических со­бытий, привлечение внимания общественности к достижениям клубов демон­стрирует глубокий интерес молодежи к национальным корням и отечествен­ным традициям. Особую важность в историческом направлении приобретают научные исследования российской и мировой военной истории, в том числе публикации в печати, отражающие междисциплинарные проблемы. Одними из важных достижений в этом направлении являются клубные музеи военной истории средних веков и исторической реконструкции, тематические выстав­ки и экспозиции, приуроченные к дням военной славы России и торжествен­ным праздникам, добровольная ознакомительная работа со школьниками по истории прошлого нашей родины.

Мировоззренческо-патриогпическое направление деятельности предпола­гает усвоение важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего об­щества и государства, национального самоосознания, образа жизни, миро­понимания и судьбы россиян. Оно включает воспитание любви и преданно­сти своему отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам. Почитание национальных святынь и символов, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству есть важная часть данного направления. Результатом работы в этом направлении можно считать осознанное негативное отношения к проявлениям экстремизма, тоталитарных культов и деятельности деструк­тивных объединений. Моделирование общественных процессов в ходе созда­ния фестивальной и организационно-игровой культуры исторического фехто­вания закладывает нормы общественной ответственности, противодейству­ющие в молодежной среде процветанию антиобщественных и антигосудар­ственных устремлений. Глубокое внимание к знакомству с геральдикой, ге­неалогией, торжественной символикой, содержанием церемониалов и этикета прошлых поколений становится отличительным качеством современной моло­дежной краеведческой работы и существенно дополняет список достижений мировоззренческо-патриотического направления военно-исторического дви­жения.

Социокультурное направление ориентировано на формирование у личности социально-значимых и культурно-эстетических ценностей. Оно вклю­чает: воспитание высокой духовной культуры, удовлетворение культурных потребностей, обогащение профессиональной деятельности, условий жизни и быта элементами культуры и этикета, развитие культуры общения и взаимо­отношений между различными категориями граждан, создание условий для самодеятельного художественного творчества. Работа клубов в направлении культурной деятельности принимает формы организации художественных коллективов, специализирующихся на ярком и увлекательном представлении народного ремесленного творчества, показательных выступлений в жанре де­монстрации исторических боевых искусств и молодецкой удали, ансамблей исторической средневековой песни, пляски и танца, народной музыки. Изу­чение мировой культуры происходит с помощью историческое моделирова­ния старинных костюмов и одежды, элементов декора и орнамента пред­метов быта и военной культуры, исторической стилизации на основе этно­графических и национальных культурных мотивов. Достижения историко-культурной сферы работы клубов исторического фехтования и реконструк­ции проявляются в организации средневековых балов, пиров, театрализован­ных рыцарских турниров, реконструкции народных праздников и обычаев. Знание этикета и условностей средневековой культуры позволяет воссоздать стиль поведения и общения давних эпох, продемонстрировать его особенно­сти постановками любительских клубных театров, созданием спектаклей и любительских фильмов по истории.

Профессионально-деятельностное направление деятельности сосредота­чивает усилия на формировании добросовестного и ответственного отноше­ния к труду, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах выполнения гражданами своих обязанностей. Оно вклю­чает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-дея-тельностной самореализации личности, профессиональные притязания и на­целенность на достижение высоких результатов деятельности, способность с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности, умение про­гнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста. В ра­боте объединений исторического фехтования и реконструкции воспитание качеств профессионального отношения к выполнению обязанностей основы­вается на субординации по принципу функциональной деятельности. Рост личного опыта и приобретение навыков более сложной и ответственной дея­тельности определяют статус и руководящее положение участника объедине­ния. Согласно принципу функциональной деятельности происходит органи­зация статусных (пример: обучающиеся начального уровня, спортсмены, инструкторы и помощники тренера, старшие тренеры, руководители историко-спортивных направлений) и профессиональных (например творческие, тех­нические, исследовательские, административно-хозяйственные и спортивные группы) внутриклубных формирований. Наличие вертикальных и горизон­тальных организационных структур в историко-патриотическом объединении создает широкое пространство профессионально-деятельностной самореали­зации для его участников. На практике профессиональное воспитание осуще­ствляется внутриклубными и межклубными корпоративными организация­ми, которые представлены федерациями спорта, реконструкторскими ассоци­ациями, ремесленными гильдиями, творческими объединениями и професси­ональными союзами. Для обеспечения условий становления профессиональ­ных качеств и повышения уровня профессионализма в числе мероприятий проводятся экзамены и тестирования, конкурсы профессионального мастер­ства, профессиональные праздники и фестивали, творческие слеты и концер­ты, учебные семинары, курсы и профильные выездные лагеря, конференции, спортивные сборы и соревнования.

Военно-патриотическое направление основывается на стремлении фор­мирования в государстве современной и боеспособной армии, которая преду­сматривает сохранение и приумножение славных боевых традиций, высокий профессиональный уровень, отличную подготовку своего кадрового состава. Участие клубов исторического фехтования в изучении военного наследия рос­сийской армии, исследованию истоков ее зарождения, преемственности опыта прошлых поколений приобретает неоценимое значение. Предметами интере­са клубов военной истории становится консолидация усилий воспитательной работы в молодежной среде совместно с учреждениями Министерства Обо­роны, Образования, советами ветеранов и оборонно-спортивных обществ. В числе возможных видов подготовки, доступных клубам при поддержке госу­дарства могут стать начальная военная допризывная подготовка, строевая, стрелковая, рукопашная и техническая дисциплины. В сфере работы клу­бов ИФ тесно связанные с развитием интереса к содержанию фехтования вопросы изучения военной символики, униформы, истории вооружений, во­енного искусства, истории русской армии и армий зарубежных стран. Моде­лирование сражений средствами компьютерных и настольных игр, военная миниатюра, анализ стратегических и тактических решений знаменитых рус­ских и зарубежных полководцев составляет преимущественное содержание военно-патриотического направления. Особой признательности заслуживают такие формы общественной работы военно-исторических клубов, как военно-исторические парады, торжественные военные шествия, почетные историче-ские дежурства и караулы у памятников вечного огня, вахты памяти.

Политико-правовое направление предусматривает формирование глубо­кого понимания гражданского и конституционного долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, основных положе­ний концепции безопасности страны, места и роли Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации, других воинских формирований и органов в политиче­ской системе общества и государства. Оно включает ознакомление с закона­ми государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации обще­ства. Историческое фехтование в процессе организации своих спортивных и историко-культурных составляющих задает две основные формы практиче­ской деятельности политико-правового характера. Одна из этих форм обес­печивает рост административно-организационного потенциала ИФ, вторая форма нацелена на воссоздание атрибутивно-символических условностей и изучения традиций устройства властных отношений. Процессы построения микросоциального пространства и улучшения качеств деятельности моло­дежного объединения путем реализации демократических принципов, дости­жение согласованных организационных действий с другими объединениями и государственными структурами активизирует развитие административно-организационных навыков представителей ИФ. Примерами такой работы яв­ляется нормотворческая деятельность, определяющая права и обязанности членов отдельных объединений и корпоративных сообществ, административ­но-деловые тренинги участников объединений при осуществлении как основ­ной деятельности, так и разовых мероприятий, выдвижение организационных лидеров в тренерскую и административную работу, круглые столы и конфе­ренции по проблемам организации и развития движения, взаимоотношени­ям с властью. Примерами проявления атрибутивно-символического подхода можно считать игровое моделирование объединениями ИФ иерархических со­циальных и воинских структур и закономерностей их организации, суборди­нации, правоотношений, а также оформительское заимствование отдельных атрибутивных элементов исследуемых исторических эпох и национальных культур, внедрение исторических традиций административного управления в практику проведения спортивных, культурных и образовательных меропри­ятий. В результате включения в образовательную и воспитательную рабо­ту ИФ процессов, влияющих на формирование политико-правовой культуры молодые люди учатся цивилизованно взаимодействовать с другими людьми, «повелевать и подчиняться», искать средства для урегулирования своих отно­шений с институтами публичной власти, преобразовывать наличные обстоя-тельства своей жизни в соответствии с законами, принятыми в обществе, т.е. действовать в качестве субъектов правовых отношений. Ориентация на по­литическое просвещение и независимость от влияния доктрин определенных политических партий объединений ИФ позволяют сделать вывод, что данные общественные объединения перспективно способны участвовать в подготовке будущих представителей российской политической элиты. Серьезную роль в этом отношении играет непрофессиональная молодежная политическая дея­тельность, стажировка в государственных структурах, участие в работе об­щественных комиссий, комитетов, фондов, добровольная работа в качестве помощников депутатов и политических деятелей.

Социальное направление участвует в развитии у граждан положительного отношения к органам управления и органам государственной власти на осно­ве осознания ими результатов создания в коллективах социальных условий и гарантий, обеспечивающих их нормальную жизнедеятельность, реализацию установленных законами и иными правовыми актами прав и льгот, стимули­рующих стремление к более ответственному и добросовестному выполнению конституционных обязанностей. Это направление включает: своевременное разъяснение законов, обеспечивающих социальную защиту населения, изуче­ние и прогнозирование складывающихся социальных процессов, осуществле­ние конкретных мер по социальной защите, соблюдение социальной справед­ливости в трудовых отношениях и разрешение социально-бытовых вопросов. В практике исторического фехтования вопросы социализирующего воспита­ния проявляются в форме построения внутриклубной структуры социальных взаимодействий согласно статусу и обязанностям, внутренних дисциплинар­ных правил, профессиональных требований и норм взаимоотношений, а так­же внешних социальных акций и мероприятий, нацеленных на формирование положительного общественного мнения. К числу мероприятий внутриклуб-ного воспитательного процесса можно отнести безвозмездную работу с деть­ми и подростками из социально неблагополучных и неполных семей, детей с задержкой развития, либо ограниченными двигательными возможностями. Эффект социализирующего воспитания присутствует в усвоении норм спор­тивной этики, клубного коллективизма и дружеской взаимопомощи, корпо­ративной ответственности и ответственности за младших товарищей по клу­бу. Проведение бесплатных публичных выступлений, небольших благотвори­тельных акций культурно-образовательного значения, организация совмест­ных проектов с объединениями похожей направленности создает благоприят­ную атмосферу для социальной адаптации и роста социальной компетенции. К внешним мероприятиям можно отнести официальную работу с комиссиями по делам несовершеннолетних по обучению и воспитанию подростков, нахо­дящихся на учете, организацию культурных программ для лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы, участие в работе специализированных спортивных интернатов, проведение благотворительных акций помощи без­домным и безработным (разовое горячее питание, простейшая починка оде­жды и медицинская помощь). К перспективам социальной работы культурно-исторических и историко-патриотических клубов и обществ можно отнести повторение примеров благотворительной деятельности современных рыцар­ских орденов государств западной Европы, финансирующих содержание при­ютов, хосписов, больниц и медицинских учреждений, согласно многовековым традициям и идеалам рыцарства.

Физкультурно-оздоровительное направление деятельности предполагает расширение общественных представлений о роли физического воспитания и оздоровления в связи с историческими исследованиями и развитием истори­ческого фехтования, распространение норм здорового образа жизни, усиле­ние противодействия курению, алкоголизму и употреблению наркотиков, по­иск новых путей укрепления здоровья граждан РФ. В содержание направле­ния включаются: пропаганда национальных и исторических традиций физи­ческой культуры и оздоровления, апробация новых оригинальных направле­ний физической культуры, развивающих важные двигательные навыки, раз­работка программ и методик тренировки специальных физических качеств и обоснование их культурной, оздоровительной и спортивно-прикладной цен­ности, создание условий появления новых видов спортивной деятельности, ведение работы по гуманизации историко-спортивных единоборств. В соот­ветствии с идеями гармоничного развития личности и высокими социаль­ными требованиями современного общества к профессионализму трудовой и служебной деятельности, задачи направления относятся к совершенствова­нию физических качеств, воспитанию волевых качеств характера на основе спортивных достижений, формированию навыков поддержания стабильно­го здоровья и высокой работоспособности. Практическими примерами дея­тельности в данной области являются соревнования и турниры по истори­ческому фехтованию, открытие детско-юношеских спортивных школ и сек­ций ИФ, показательные выступления с демонстрацией достижений спортсме­нов, консолидация усилий организаций исторического фехтования для созда­ния условий роста спортивного мастерства их представителей, популяризация ИФ в печати и по телевидению. К практическим примерам относятся так­же учебно-тренировочный процесс с медицинским контролем занимающихся, летние спортивно-оздоровительные лагеря, выездные мероприятия с элемен-тами туризма.

Образовательное и научно-исследовательское направления относятся к деятельности, нацеленной на формирование научного восприятия и мировоз­зрения, осознание значимости разностороннего образования в современном обществе, развитию теоретического, критического, абстрактного и творческо­го мышления, широкого внедрения экспериментальных методов исследования в сферу воспитательной работы. В соответствии с увеличением значимости в молодежной среде научно достоверной информации об истории, а также при­оритетностью направления патриотического воспитания в государственной молодежной политике, элементы ИФ и исторической реконструкции логично входят в структуру не только дополнительного, но и основного (как сред­него, так и высшего) образования. Это направление включает: подготовку кадров для образовательной и исследовательской деятельности, апробацию инновационных форм педагогической работы с детьми и молодежью, под­держку общественных организаций ведущих подобную работу, организацию муниципальных и федеральных экспериментальных педагогических площа­док, повышение образовательного потенциала военной истории. В практи­ческом выражении состоит из учебной работы со школьниками и студен­тами по программам военно-исторических, историко-культурных, историко-патриотических клубов, проведении открытых уроков и тематических заня­тий, посвященных проблемам и загадкам истории, организации любительских и научных конференций по вопросам спорта, реконструкции, археологии, ис­следований в области ИФ и смежных областях. Задачей направления также является планирование и проведение экспериментов для проверки теоретиче­ских предположений военной истории и ИФ, ведение статистики и система­тизации фактических материалов исследований. Огромную образовательную ценность имеют массовые мероприятия, связанные с экспериментальной ар­хеологией, классификационная работа по описанию результатов деятельности клубов и публикации о достижениях в этой деятельности.

Психолого-педагогическое направление предусматривает формирование у граждан высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать сложности военной и других видов государственной службы, иных психологических ка­честв, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологической напря­женности, индивидуальную воспитательную работу, преодоление стрессов и формирование важнейших психологических качеств с учетом психологиче­ских особенностей различных категорий граждан, каждой личности. В прак-тике психолого-педагогической деятельности в спорте большое значение име­ет психокоррекционная и реабилитационная работа с целью социальной адап­тации детей и молодежи, преодоление идей культа силы и романтизации наси­лия, предупреждение проявлений девиантного, агрессивного и асоциального поведения, аморальных поступков, безответственного и потребительского от­ношения к труду, материальному благополучию и обеспечению общественной и личной безопасности. Воспитательным целям этого направления соответ­ствуют примеры благородного и рыцарского поведения, взаимоуважения, бес­корыстного служения обществу и дружеской взаимопомощи, проявляющиеся в создании идеологии подвига и образов героических персонажей средства­ми литературы, кино, театра и тематических воспитательных ролевых игр. Особое значение для воспитания имеют личные примеры спортивной этики, взаимной корректности, соблюдения и защиты прав и выполнения профес­сионального и общественного долга. К мероприятиям данного направления относятся празднования памятных дат военной истории, связанных с яркими историческими личностями, сохранение памяти о героях исторических сра­жений и примерах воинского духа, отраженные в театрализованных выступ­лениях клубов, постановках батальных сцен, проведении уроков, выставок и экскурсий, посвященных прославленным полководцам и воинам России.