«Историческое моделирование» Программа для учреждений дополнительного образования.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЙ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Возраст 10 -16 лет

432 часа в год

Автор: Булавкин А.В.,

педагог дополнительного образования Краевого Центра детско – юношеского туризма, официальный представитель Отделения Исторического Фехтования при Федерации Фехтования России, руководитель детского военно-исторического клуба «Камелот»

Рекомендована к работе ____________________

Председатель методического совета _________

Красноярск 1999-2000 уч. год

Пояснительная записка

Проблематика, целевые установки, философские, психолого-педагогические и методические обоснования концепции авторской программы «Историческое моделирование»

Авторская образовательная программа «историческое моделирование» является частью (блоком) разрабатываемой в настоящее время комплексной социально-ориентированной программы, учитывающей ведущие направления деятельности Краевого Центра детско-юношеского туризма г. Красноярска: оздоровительную, краеведческую и воспитательную работу по дополнительному образованию учащихся 4-11 классов общеобразовательных школ города и края.

Авторская образовательная программа «Историческое моделирование» построена по результатам работы ряда детско-юношеских клубов: Клуб любителей фантастики «Вечные Паруса» (1989), Клуб Авторской Ролевой Игры «Миф» (1993), Клуб сценического фехтования «Витязь» (1995), детский археологический клуб «Красноярец» (1996), детский военно-исторический клуб «Рыцарский Замок» (1998), клуб сценического боя «Камелот» (1999). Программа подготовлена в соответствии с современными социальными, психолого-педагогическими и санитарно-гигиеническими нормами, прошла апробацию в клубах «Красноярец» (Центр Эстетического Воспитания ГУНО г. Красноярска) и «Рыцарский Замок» (КЦДЮТ). За трехлетний период работы этих клубов были значительно улучшены оригинальные авторские методики театрально-сценического и трюкового боя на моделях средневекового оружия, исторической реконструкции и моделирования предметов средневековой культуры. Был проведен ряд популяризационных мероприятий, выставок, фотоэкспозиций, показательных турниров и красочных шоу-выступлений, выездных игровых мероприятий, в том числе и за пределами Края. Воспитанники клубов неоднократно приглашались на выступления в «Дни Города», «День защиты детей», принимали участие в праздновании «Пушкинских дней», за что были отмечены специальными призами от отдела «Культуры и кино» при городской Администрации. Также воспитанники клубов проявили себя в научно-исследовательской деятельности – их работы стабильно занимают первые места на конференциях НОХ по разделам «История» и «Археология». Среди выпускников клубов «Красноярец» и «Рыцарский Замок» высок процент поступления как в гуманитарные, так и в технические ВУЗы, что вполне отвечает социальному заказу для системы дополнительного образования и подтверждает уместность и эффективность данной программы.

Социально-экономической преобразования в России в последние годы вызвал ценностных ориентиров, изменение восприятия роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции, Многие члены общества оказались не готовы к персональной ответственности за свою жизнь, судьбу своих близких и своей страны. Переход к демократическому обществу показал острую необходимость в присутствии сильной гражданской позиции, высоких личных нравственных и культурных норм, определяющих общественные. Такие черты каждой отдельной личности являются залогом существования устойчивого, стабильного и развивающегося общества. Приобретение этих качеств невозможно в условиях, когда личностные черты ребенка не получают должного развития и он не добивается успеха в развитии своего познавательного, коммуникативного, творческого или спортивного потенциала. Вследствие невостребованности своего потенциала, процесс социальной адаптации подростка не завершается в течение длительного периода.

Существенные трудности в развитии и самореализации личностных качеств детей и подростков обусловлены окружающей средой, в которой они находятся. В период глобального кризиса в стране система образования не гарантирует полноценного формирования ТЕХ личностных качеств, которые позволят подростку добиться успеха в условиях современного общества. Зачастую такая «невостребованная» молодежь попадает под влияние криминальной либо неформальной среды, причем последняя, в силу своей неподконтрольности, имеет тенденцию срастаться с криминальной. Таким образом, социальные взаимодействия, совершаемые в неадекватной для подростка среде, ведут к нарушению нравственно-ценностной ориентации и возможной деградации личности.

Основная концепция программы – создание искусственной социальной среды, как стимулятора и корректора начально заданных в образовательном и воспитательном процессе основных направлений развития личности. Упрощенные социальные модели, конструируемые средствами учебной ролевой игры, могут быть построены с учетом тщательного подбора исторических, национальных и идеологических соответствий и, таким образом, сыграть важную роль в становлении качеств личности. Условно-средневековое общество, из которого в воспитательных целях исключены основные негативные элементы, является примером личностно-ориентированного социума, нацеленного на развитие таких качеств как альтруизм, великодушие, уверенность в себе, бесстрашие, самоотверженность в достижении идеалов, душевное благородство, чувство такта, активное самоопределение и самоутверждение. Не зря до наших дней идеалом мужчины считается рыцарь, а девушка легко ассоциируется с идеальным образом принцессы.

Особенности возрастной психологии детей и подростков указывают на то, что средством их социальной адаптации является подражательное действие – т.е. ролевая игра. Многочисленные атрибуты взрослой жизни быстро присваиваются в школьном возрасте, никак не заменяя собой прохождения всех этапов социального взросления. Тех же социальных ситуаций, которые связаны с психологической нагрузкой, ранящих восприятие, дети и подростки, как правило, стремятся избегать, что выражается в различных формах ухода от действительности, зачастую сопровождающихся демонстрацией отчужденного, антиобщественного поведения. Одним из вариантов решения этой проблемы является последовательная расстановка переде ребенком жизненных ситуаций, имитируемых средствами ролевой игры на разном уровне правдоподобия и реалистичности. Естественно, что, учитывая возрастные особенности, более приемлемым признается моделирование сказочных, средневековых обществ для младшего и среднего школьного возраста и более современного социума для старшеклассников.

Самостоятельную ценность усиливают в подобной игровой ситуации и среде все направления реализации программы:

Ø художественно-творческое

Ø актерско-театральное

Ø фольклорное (песни, стихи, рассказы)

Ø спортивно-прикладное (соревнования, подвижные игры, основы самозащиты)

Ø техническое (изготовление моделей доспеха, вооружения, старинного костюма)

Ø научно-историческое (изучение исторических соответствий, аналогий)

Ø туристско-краеведческое (познавательный и оздоровительный отдых на природе)

Данная программа содержит два ведущих годичных профильных курса, задающих глубину проработки социальных моделей и темпы обучения:

«историческая реконструкция» (технический курс) и «историческое и художественное фехтование» (спортивно-прикладной курс). Оба курса не имеют аналогий в современном образовательном пространстве, за исключением тех программ, которые созданы на их основе.

Целью программы является создание условий для развития познавательного, ценностного, коммуникативного, спортивного и художественно-творческого потенциала личности ребенка средствами исторического моделирования.

Программа преследует выполнение следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

  1. Овладение учащимися знаниями, умениями и практическими навыками, необходимыми для успешной адаптации в обществе
  2. Социализация личности, реализация потребности детей в общении и жизненном опыте
  3. Формирование психологической культуры личности, позитивных нравственных идеалов, становление эмоционально-волевой сферы характера и качеств успешной личности
  4. Воспитание подлинных чувств патриотизма и героики, гражданственности, глубокого уважения к истории Отечества и родного Края
  5. Трудовое воспитание, получение разнообразных технических навыков работы с наиболее широко встречающимися инструментами и материалами
  6. Воспитание культуры своего здоровья, достижение в результате регулярной систематической и целенаправленной оздоровительной деятельности физического, спортивного и духовного совершенства, позволяющих стать физически и нравственно полноценным, социально активным членом общества.
  7. Получение навыков самозащиты, позволяющих защитить свою честь и достоинство, жизнь и здоровье своих близких, быть готовым к службе в Вооруженных Силах любого назначения
  8. Активный отдых с элементами спортивного, познавательного и туристско-краеведческого характера, полноценный и развивающий досуг ребенка
  9. Развитие творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса, ознакомление с отечественной и мировой культурой

Все вышеперечисленные задачи отражают собой современный социальный заказ к системе дополнительного образования и представляют большой интерес в связи с комплексностью педагогического подхода. Развитие личности ребенка через активацию как гуманитарных, так и технических способностей обеспечивает необходимую вариативность и креативность данной программы, создает благоприятные условия для индивидуального и социального роста.

Актуальность связи с другими дисциплинами,

перспективы, условия реализации программы

Актуальной задачей дополнительного образования является воссоздание исторических традиций здорового образа жизни, подлинной народной культуры формирования и укрепления здоровья. Издавна на Руси существовали элементы всесторонней атлетической подготовки юношей, будущих защитников Родины от беспокойных соседей. Упражнения с оружием, бег, прыжки, народные ритуализированные танцы и обрядовые «потехи» укрепляли здоровье не только юношей, но и девушек, служили прекрасным средством духовного развития личности.

Одной из методических целей данной программы является ликвидация очевидного культурного пробела в краеведческой и оздоровительной работе учреждений дополнительного образования и широкое внедрение системы физической подготовки, основанной на реконструкции традиций укрепления здоровья средневековой России, Европы, Азии. Данная система включает в себя оздоровительное, танцевальное и прикладное (основы самозащиты) направления: основным средством, развивающим двигательные навыки и формирующим здоровье, являются упражнения с безопасными моделями средневекового холодного оружия.

Курс «Историческое и художественное фехтование» тесно взаимосвязан с рядом спортивных дисциплин, из которых он заимствует методические, санитарно-гигиенические требования и нормы техники безопасности, различные формы и приемы обучения, методы тренировок и рекреационных мероприятий. Это такие виды спорта как фехтование, акробатика, классическая и вольная борьба, дзюдо, самбо, рукопашный бой, каратэ, айкидо, а также бальные танцы и аэробика. Уникальное сочетание этих видов спорта позволяет выделить основные группы двигательных навыков, необходимых для применения в повседневной жизни, как в бытовых, так и в кризисных ситуациях. Последнее условие объединяет программу «Историческое моделирование» с некоторыми разделами школьного курса «Основ безопасной жизнедеятельности», уделяющего много внимания вопросам личной безопасности и самозащиты в кризисных и экстремальных ситуациях.

Курс «Исторической реконструкции» служит прекрасным дополнением к школьному курсу истории и мог бы преподаваться в условиях любой средней школы. Все необходимые задачи курса разрешаются средствами школьного трудового кабинета и достаточным количеством учебных пособий: образцов моделируемых объектов, литературы по истории и оружиеведению, видеоматериалов. Трудовое обучение в школе, как правило, очень формализовано и сводится к изготовлению неуместных в современном быту предметов, обладающих низкой эстетической и культурной ценностью. Однако все технологические операции, изучающиеся в школьном курсе трудового обучения, позволяют легко освоить изготовление культурно-исторических объектов, обладающих огромной идеологически-воспитательной и эстетической ценностью, что является весьма актуальным нововведением в современном образовании. Подобная работа совершается у нас в течение нескольких лет на базе детских клубов г. Красноярска, практикующих военно-историческое направление в педагогике. В результате имеются выставки в Культурно-историческом центре, в музеях городов Края, выездные экспозиции по школам сельских районов Края и даже за его пределами, проведение исторических фестивалей и праздников.

В перспективах программы «Историческое моделирование» прослеживаются следующие направления: широкая популяризаторская и просветительская работа в области исторической реконструкции и художественно-исторического фехтования, развитие системы детско-юношеских учреждений спортивно-технического характера, привлечение большого числа детей и подростков для занятий в системе дополнительного образования.

1. Одной из перспектив является расширение возрастного ценза занимающихся и включение ребят 5-6 лет в подготовительные группы.

2. Важным условием в ближайшем будущем становится создание второй части Программы, содержащей курс игровой психосоциальной адаптации с элементами выживания и технологией разрешения конфликтных ситуаций.

3. Планируется переход на шестилетний цикл Программы «Историческое моделирование» по всем ее курсам, как базовым, так и дополнительным, к которым кроме курса «ролевой игры» добавятся курсы «История музыки» и «История живописи».

4. Внутри курса «Историческое и художественное фехтование» будет формироваться новое спортивное направление – мужская художественная гимнастика, включающая ритмическое художественное исполнение движений с оружием на основе танца, гимнастики и акробатики.

5. В числе перспектив, одной из важнейших остается налаживание тесного сотрудничества со скаутскими, туристскими, спортивными и другими молодежными организациями, поддерживающими идеи здорового образа жизни и культурно-нравственного развития личности.

6. Одной из важнейших перспектив является создание обучающих циклов по историческому фехтованию для высших учебных заведений для реализации задач дальнейшего роста спортивного профессионализма выпускников клубов, а также дополнения систем физической подготовки силовых ведомств разработками прикладного универсального владения любым видом холодного оружия для укрепления общественной и национальной безопасности.

Условия реализации

При определении условий реализации данной годичной программы «Историческое моделирование» возникает несколько существенных моментов: тренировочный цикл программы и технические лабораторные занятия требуют специализированных помещений. В настоящий момент Программа реализуется в детском военно-историческом клубе «Рыцарский Замок» на базе помещений ДК ТЭЦ-1 («КрасТЭЦ»), удовлетворяющих по количеству общей площади. Общая площадь помещений насчитывает около 200 м2, высота потолка от 3.6 до 4 м позволяет проводить любые виды тренировок и технических работ. Под это были специально оборудованы учебно-тренировочный зал (1), учебный класс (2), лаборатория исторической реконструкции(3) и раздевалка (4). Кроме учебных площадей для реализации Программы необходимы педагогические кадры и специальное оборудование.

Кадры: педагоги дополнительного образования – инструктора по историческому и классическому фехтованию, рукопашному бою и акробатике, туристы-профессионалы, педагог с музыкальным образованием, историк-краевед, дежурный тренер с обязательным медицинским образованием; консультации: детский психотерапевт, социальный педагог, юрист со специализацией в ювенальной юстиции, врач-педиатр.

В настоящий момент в клубе «Рыцарский Замок» работают: педагог дополнительного образования – 1 человек, инструктор по трюковой и классической акробатике, каскадерскому мастерству (IV категория – универсальный сценический бой) – 1 человек.

Материальное обеспечение

1. Спортивный инвентарь, туристическое снаряжение, необходимые для занятий в помещении и выездных тренировочных лагерей

Ø Перчатки хоккейные – 16 пар

Ø Боксерские перчатки – 10 пар

Ø Шлемы боксерские – 10 шт.

Ø Груши боксерские типа «мешок» – 3 шт.

Ø Футы для защиты ног при тренировках в рукопашном бою – 10 пар

Ø Протекторы корпуса – 10 шт.

Ø Ракушки – 10 шт.

Ø Кимоно или «самбовка» – 16 комплектов

Ø Маты поролоновые стандартные = 10 шт.

Ø Штанга разборная, до 100 кг – 2 шт.

Ø Гантели 2,6,8 по 10 шт., 16 и 32 кг по 4 шт.

Ø Шпага спортивная – 25 шт.

Ø Рапира спортивная – 25 шт.

Ø Сабля спортивная – 25 шт.

Ø Маски фехтовальные – 16 шт.

Ø Гимнастический мостик – 2 шт.

Ø Гимнастический конь – 1 шт.

Ø Рюкзаки экспедиционные – 10 шт.

Ø Палатки походные 4-х местные – 4 шт., ПМ-10 (десятиместная шатровая палатка) – 2 шт.

Ø Спальные мешки – 20 шт.

Ø Компасы жидкостные – 4 шт.

Ø Лодка резиновая 4-х местная – 3 шт.

Ø Комплект кострового оборудования, котлов, посуды – 2

Ø Спасательные жилеты – 10 шт.

Ø Мед. аптечки 4 комплекта

2. Техническое оборудование и инструменты:

Ø Верстак – 2шт

Ø Рубанок большой универсальный – 6 шт.

Ø Рубанок малый – 2 шт.

Ø Ножовки – 4 шт.

Ø Топоры – 4 шт.

Ø Пила двуручная – 2 шт.

Ø Стамески – 6 шт.

Ø Резцы по дереву – 1 комплект

Ø Напильники для работ по дереву – 1 комплект

Ø Плоскогубцы – 20 шт.

Ø Кусачки большие – 10 шт.

Ø Струбцины большие – 6 шт., тиски – 4 шт.

Ø Электродрель с рабочим патроном до 10 мм – 2 шт.

Ø Электроточильный станок – 1 шт.

Ø Гильотина для резки листового металла, ручная – 1 шт.

Ø Напильники по металлу – 2 комплекта

Ø Надфили для работ по металлу – 2 комплекта

Ø Набор сверл от 0.5 до 10 мм – 2 комплекта

Ø Молоток 0.5 кг – 6 шт., 2 кг – 2 шт.

3. Библиотека туристско-краеведческой, спортивной, методической, медицинской, научно-популярной, исторической литературы

В военно-историческом клубе «Рыцарский Замок» более 100 экземпляров. Перечень литературы, использованной при разработке Программы, прилагается.

4. Учебное демонстрационное оборудование, видеотека, фонотека, наглядные пособия

Ø Аудио-видео техника, цветной телевизионный аппарат с диагональю на менее 64 см, видеокамера, компьютерная техника с необходимой периферией, слайд-проектор и принадлежности к ним.

Ø Набор учебных и художественных видеофильмов по истории, спорту, технологиям в производстве, материалам по военно-историческим клубам в стране и за рубежом. В настоящее время в клубе насчитывается более 180 видео и аудио кассет.

Ø Плакаты с изображением различных фаз проведения спортивных приемов, схемы, таблицы, другие наглядные пособия.

Ø Картографический материал, преимущественно по Красноярскому Краю и республике Хакасия, различного масштаба

Ø Классные доски компактные – 2 шт.

Программа «Историческое моделирование» может изменяться и дополняться с учетом специфики учебного заведения, а также профессиональной специализации и опыта руководителя секции; может служить основой для разработки учебных программ и планов секциями исторического моделирования УДО и общеобразовательных школ, индивидуальных программ, в том числе для педагогически одаренных учащихся. Данная программа предназначена для педагогов-руководителей военно-исторических секций (клубов, центров) учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ.

Характеристика курса «Историческое и художественное фехтование», состав групп, продолжительность обучения, формы и методы работы, результаты, учебный контроль.

По своему характеру историческое фехтование — это единоборство, имеющее ярко выраженный силовой стиль, что связано с преодолением инерции спортивного снаряда. Фехтование с мечом включает в себя ряд навыков, не имеющих аналогов в рукопашной и борцовской подготовке. Работа с мечом построена на принципе сохранения инерции вращательным движением, что превращает рисунок боя в циклическую смену атак и защит, имеющую определенный ритм. Движения атаки, защиты и уклонений осуществляются на всех уровнях расположения поражаемой зоны, что требует интенсивной работы всех групп мышц и высокой общей и локальной пластичности бойца.

Историческое и художественное фехтование является соревновательной и показательной дисциплиной. Соревнования проводятся на безопасных моделях холодного оружия, с полным комплектом защитных средств, удары проводятся бесконтактно. Показательные выступления производятся под музыку, демонстрируют чувство ритма, пластику и координацию занимающегося, а также его скоростно-силовые параметры, гибкость, ловкость, выносливость. По общим требованиям для ДЮСШ по отделениям акробатики, классического фехтования и гимнастики состав группы не должен превышать 16 человек, причем при ведении занятия на такую группу часто кроме основного, необходим дежурный тренер. Возраст занимающихся является оптимальным от 10 до 16 лет, группы допускаются смешанные по возрастному составу.

Продолжительность обучения — 216 часов в год. Норма занятия с интенсивной нагрузкой в физвоспитании — 2 часа. В неделю это составляет 3 занятия с обязательным 24-х часовым (суточным) перерывом для рекреации и адаптации организма, испытывающего специальные нагрузки.

Формы работы включают в себя разминочные упражнения, беседу с обучаемыми, виды инструктажа по тренингу и технике безопасности, подводящие, парные и одиночные упражнения, работу с тренажерами и мишенями, различные эстафетные упражнения и игры, учебно-тренировочный и условно-боевой спарринг, соревнования турнирного типа в личном и командном зачете.

Методом работы является дозирование учебной нагрузки, постепенный переход от простых действий к сложным, медленное повышение скоростного режима выполнения упражнений. Первый этап разучивания характеризуется овладением формой — основной пространственной структурой движения, составляющей суть приема или действия с оптимальной скоростью. Этому этапу соответствуют занятия с подсобными снарядами, начальные упражнения со взаимопомощью, комплексы подводящих упражнений и специализированных подвижных игр. Педагогическая задача этого этапа — формирование школьного двигательного навыка в стандартных условиях его выполнения. Первый этап подразделяется на подготовительный (начальный) и первый уровень сложности. Второй этап (2-й и 3-й уровни сложности) — продолжительный период закрепления навыков боевых действий, по скорости приближающихся к максимуму, усложняющихся сочетаниями с ранее твердо усвоенными приемами. Этот этап предполагает расширение возможностей использования боевых действий, создания более гибких вариативных навыков, увеличение фонда динамических двигательных стереотипов. Общая схема такого методического подхода представлена ниже:

Схема изучения приема

Ознакомление с приемом, показ, объяснение

Комплекс методических действий, предупреждающих появление ошибок

Комплекс методических приемов, предупреждающих травмы

Педагогический контроль за усвоением приема

Выполнение приема по частям в целом

Комплекс мер, способствующих правильному выполнению приема

Выполнение приема в постепенно усложняющихся условиях (с партнерами разных параметров, в движении, на скорости)

Закрепление и совершенствование навыка выполнения приема в условиях учебных, тренировочных и соревновательных боев, в комбинациях с другими приемами

В числе результатов хочется отметить неплохие достижения в работе с девиантными подростками, на которых данная учебная дисциплина оказывает сильное духовно-нравственное влияние. Воспитательный эффект усиливается тем, что даже трудные подростки легко усваивают этику спортивного единоборства, нормы взаимоуважения и честного соперничества. Другим аспектом программы является повышение уровня допризывной подготовки будущего защитника родины, высокие спортивные результаты, становление волевых и моральных качеств подростка. По итогам обучения воспитанники, успешно сдавшие экзамены, могут быть задействованы для проведения зрелищных мероприятий как соревновательного так и праздничного характера (рыцарские турниры, молодецкие забавы, народные потехи, художественные реконструкции исторических боев и сражений).Ученики также получают право вести самостоятельную тренерскую работу, проводить инструктаж по технике безопасности в других клубах и учреждениях дополнительного образования, быть судьями соревнований и турниров по художественному владению оружием и практическому применению в рамках исторической реконструкции. Занимающиеся могут быть организаторами спортивных эстафет и конкурсов, проводить экскурсии военно-исторического характера.

Учебный контроль за усвоением материала выражается в экзаменационной форме. Первый год обучения делится на 4 уровня сложности, по каждому из которых сдается экзамен из трех частей с обязательной выдачей сертификата и присвоением учебно-игровой степени:

начальный уровень — отрок (паж),

I уровень — дружинник (воин),

II уровень — гридь (оруженосец),

III уровень — богатырь (рыцарь).

Сертификаты художественно оформляются в стиле древней Руси или средневековой Европы. Система оценки пятибальная, на основе общей итоговой по трем частям экзаменацонных упражнений.

Историческое и художественное фехтование

Учебно-методический план

Тема Тренинг Теория Всего
1

Вводное занятие

2 2 4
2 Прямолинейные перемещения и позиции 6 6
3 Простые вращения оружием 8 8
4 Круговые перемещения и повороты 8 8
5 Рубящие удары в стойке 16 16
6 Уклонения в стойке 14 14
7 Простые блоки оружием в стойке 12 12
8 Рубящие удары в прямолинейном перемещении 12 12
9 Сложные вращения оружием 10 2 12
10 Переходы между рубящими ударами 10 10
11 Переходы между блоками оружием 16 16
12 Выполнение рубящих ударов на бегу 14 14
13 Выполнение уклонений на бегу 12 12
14 Комбинации рубящих ударов 10 10
15 Простые режущие удары 8 8
16 Защиты оружием от режущих ударов 8 8
17 Сложные рубящие удары 12 12
18 Сложные защиты от рубящих ударов 12 12
19 Комбинации элементов игры клинка 10 2 12
20 Заключительное занятие 2 2 4
Всего за год 208 8 216

Содержание курса «Историческое и художественное фехтование»

1. Вводное занятие. Этика тренировочного зала. Инструктаж по технике безопасности. Правила гигиены и ухода за спортивной одеждой. Знакомство со спортивными снарядами и формами занятий.

2. Прямолинейные перемещения. Приставной шаг вперед, назад, влево, вправо. Вертикальная, горизонтальная и диагональная позиции. Принцип опорной стойки. Переменный шаг вперед и назад в опорной позиции. Принцип сильной позиции. Закрытые конусные позиции.

3. Простые вращения оружием. Прямой хват оружия. Одинарный мулинет (кольцевое вращение в плоскости). Вертикальный, горизонтальный, диагональный мулинет. Сдвоенный мулинет (вертикальная, горизонтальная, боковая восьмерки). Перехват за спиной.

4. Круговые перемещения: скрестный шаг. Повороты: четвертной поворот лицом и спиной к противнику, полный разворот вперед и назад. Кувырок вперед и назад. Колесо. Спарринг на перемещение.

5. Рубящие удары в стойке. Принцип рычагового хвата оружия. Отработка сочетания сильной позиции и направления инерции удара на диагональном, вертикальном и горизонтальном векторе атаки. Вертикальный удар в голову. Диагональные удары в шею сверху и в бедро снизу. Горизонтальные удары в шею, бок, колено. Диагональные удары в бок снизу и бедро сверху. Принцип короткого удара. Отработка линии замаха. Удар с переменой стойки. Смена колена для низкого горизонтального удара. Точка фиксации удара с проносом.

6. Уклонения в стойке. Уклонение с вертикальной плоскости четвертным поворотом. Уклонение с диагональной плоскости углубленным боковым нырком. Уход с горизонтальной плоскости: в присед на одно колено, отскок с прогибом, прыжком с двух ног с высоким подъемом колена. Увод ноги вбок и назад при атаке в диагональной плоскости сверху и снизу. Понятие страховочного запаса глубины уклонения. Техника безопасности уклонения.

7. Простые блоки оружием в стойке. Принцип сильной позиции рук. Принцип прямого угла в защите оружием. Отработка углов защиты в направлениях 15-ти основных ударов вертикальной, диагональной и горизонтальной плоскостей. Взаимозависимость сильной позиции рук и ног. Защита с переменой стойки.

8. Рубящие удары в прямолинейном перемещении вперед. Дорожка с вертикальным ударом приставным шагом. Дорожки с диагональным ударом переменным шагом. Дорожки с горизонтальным ударом переменным шагом с выравниванием позиции. Дорожка с горизонтальным ударом в колено, перемещение на коленях.

9. Сложные вращения оружием. Тройные мулинеты (девятка, десятка, дюжина, те же фигуры в обратном исполнении). Двойной мулинет за спиной (хвост), выполнение сверху и снизу. Вращение на обратном хвате: одинарные и двойные мулинеты, «веер». Перехваты: фронтальный на прямом и обратном хвате, боковой на прямом и обратном хвате, перехват в горизонтальной плоскости, перехват за головой. Комплексный перехват «задний щит», «двойной щит». Переброс для выполнения добивающего удара вертикально вниз.

10. Переходы между рубящими ударами. Понятие излома траектории удара. Понятие длинного (полукругового) удара. Выполнение удара вращением. Принцип сохранения инерции рубящего оружия. Парные сочетания (связки) ударов, выполнение на мишени, выполнение в паре с защищающимся противником. Выполнение на скорость. Упражнение на выполнение пятнадцати ударов непрерывающимся круговым движением.

11. Переходы между блоками оружием. Парные сочетания защит оружием, выполняемые в одиночных и парных упражнениях. Выполнение защиты в последовательном и произвольном варианте. Отработка навыка долговременной произвольной защиты.

12. Выполнение рубящих ударов на бегу. Пробежки с парными одноуровневыми ударами. Синхронизация скоростных взаимодействий движения ног и рук. Принципы стабилизации ведения удара: стабилизация расширением радиуса траектории, стабилизация линии клинка растягивающим натяжением хвата, стабилизация лезвия клинка скручивающим натяжением хвата.

13. Выполнение уклонений на бегу. Понятие зоны допустимого поражения. Принцип страховочного элемента. Диагональный перекат, кувырок назад, вперед, вбок, как примеры страховочных элементов. Сочетания уклонений и страховочных элементов в группы. Выполнение уклонений на бегу с любого из 15-ти ударных направлений.

14. Комбинации рубящих ударов. Одноплоскостные пары. Разноуровневые одноплоскостные пары. Угловые пары. Свободная импровизация в рубящей атаке серией. Самостоятельное составление неповторяющихся комбинаций из пяти рубящих ударов.

15. Простые режущие удары. Техника исполнения удара без замаха. Поражающая способность режущего удара. Правило воздействия рабочей поверхностью клинка. 12 направлений применения режущего удара. Техника безопасности при нанесении режущего удара.

16. Защита оружием от режущих ударов. Техника парирования. Отработка последовательного и произвольного парирования режущих ударов.

17. Сложные рубящие удары. Удары с разворота. Удары с дополнительной раскрутки (петля, двойная петля). Переходы между круговыми (с разворота) ударами. Учебный комплекс из 15-ти сложных ударов, выполняемых последовательно.

18. Сложные защиты от рубящих ударов. Кольцевая защита. Обратные блоки. Защита плечом перекрестья. Защита палочным хватом. Отработка навыков соответствия типов усиления защиты типам усиления ударов. Упражнения на защиту в последовательном и произвольном порядке. Техника «слива» (скользящего блока оружием). Техника безопасности сложных защит.

19. Комбинации элементов игры клинка. Учебный комплекс №1. Элементы перехвата хода в сочетании с контратакой и уходом в закрытую позицию. Учебный комплекс №2. Салюты, маневры, жестикуляция оружием. Отработка художественного исполнения личного салюта.

20. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Основы тренерской работы. Основы судейской оценки соревнований.

Характеристика курса «Историческая реконструкция», состав групп, продолжительность обучения, формы работы, результаты.

Историческая реконструкция является вариантом трудового обучения с углубленным военно-историческим направлением. Как показала практика, предмет вызывает живой отклик у детей, не вызывает больших сложностей с объяснением учебного материала. В ходе работы данной секции дети приобретают универсальные навыки ручного труда, учатся выполнять действия с различными видами материалов и инструментов, соблюдая нормы техники безопасности. У ребят формируются приемы самостоятельной научно-поисковой и творческой деятельности, систематизации полученных знаний. По сложности обучения курс «Историческая реконструкция» соответствует школьным курсам трудового воспитания. Поэтому нижний предел возраста для занимающихся устанавливается согласно школьным нормам — 10 лет. В работе клуба участвуют ребята из школ №№100, 89, 31, 5, 15, 16, 148, 47, 54. Их возраст от десяти до шестнадцати лет.

Состав групп может быть разнороден по возрастным границам, но не должен превышать количество в 16 человек для первого года обучения. Данный норматив связан с формой организации учебного процесса и увеличение количества детей в группе значительно уменьшает успеваемость. Наиболее рациональным является 3-х часовое занятие со свободным режимом отдыха. В неделю таких занятий предусмотрено — 2, в месяц — 8, что составляет 216 часов в год; из них 94 часа — практикум, 122 часа — теория.

Формы работы: лекции и семинарские занятия, практические занятия лабораторного типа, кино- и видеоуроки, уроки в форме ролевой игры, экскурсии и выездные мероприятия, самостоятельная работа с литературой и другими источниками данных, летние выездные лагеря. Изготовление реплик исторических артефактов производится методом малых групп со специализацией по технологическим операциям, что позволяет значительно ускорить процесс изготовления.

Результаты работы проявляются в реконструкции археологических находок и создании достоверных реплик предметов средневековой военной культуры. Выставки работ учащихся, демонстрирующих высокий творческий и научно-исторический потенциал детей постоянно проводятся на базе клуба «Рыцарский замок».

Оценка результатов работ учащихся проводится по пятибалльной шкале. По теоретической части курса — зачет в конце года. По практической части — оценки за изготовление предметов суммируются, и выставляется общий балл, с присвоением учебно-игровой квалификации — ученик мастера, подмастерье, мастер исторической реконструкции.

Историческая реконструкция.

Учебно-тематический план.

Тема Теория Практика Всего
1

Вводное занятие

2 2
2 Работа с литературой и видеоматериалами по оружиеведению 10 10
3 Знакомство с видами работ в мастерской 6 6 12
4 Анализ вооружения викингов и норманн 10 10
5 Освоение приемов работы с проволокой 1 13 14
6 Военные действия в Европе X-XII вв. 6 6
7 Приемы работы с кожей 1 8 9
8 Приемы чеканки по металлу 1 8 9
9 Крестовые походы и развитие культуры под влиянием Востока 12 12
10 Изготовление тренировочных снарядов из резины 1 11 12
11 Европейский доспех XIII-XV вв. 6 6
12 Кольчужное плетение. Изготовление кольчуги 2 16 18
13 Русский доспех XI-XVI вв. 6 6
14 Приемы работы с листовым металлом. Изготовление русского шлема. 2 16 18
15 Эволюция доспеха и оружия X-XVII вв. 5 5
16 Изготовление элементов русского доспеха 1 18 19
17 Военные конфликты в истории Красноярского Края 8 8
18 Работа с лакокрасочными материалами. Изготовление щита 2 12 14
19 Фехтовальные техники Европы и Азии 10 10
20 Приемы оформления научных работ 6 8 14
21 Заключительное занятие 2 2
Всего за год 216

Содержание тем курса «Историческая реконструкция».

1. Вводное занятие. Историческая реконструкция как предмет. План работы на год. Инструктаж по технике безопасности.

2. Знакомство с литературными источниками — краткий обзор. Медиевистика, оружиеведение, военная история, археология — взаимосвязанные исторические науки. Экскурсия в музей. Просмотр художественного фильма по истории завоевания Шотландии и его обсуждение.

3. Знакомство с видами работ в мастерской. Шитье. Работа с деревом. Работа с металлом. Демонстрация образцов работ учащихся. Основные рабочие инструменты. Содержание лаборатории исторической реконструкции в чистоте и порядке.

4. Просмотр видеоматериалов «Войны викингов» и их обсуждение с детьми. Просмотр видеоматериалов «Завоевания норманнов» и их обсуждение. Анализ комплексов вооружения викингов и норманнов и их сравнительные характеристики. Клинковое оружие с I по X век и его эволюция. Просмотр видеоматериалов «Завоевания Рима в Британии», анализ культурных изменений в жизни коренного населения в период Римской экспансии.

5. Работа с проволокой. Приемы навивки проволоки и необходимые инструменты. Изготовление колец. Изготовление цепочек: простых, спирального, кольчужного плетения. Фрагменты кольчужного плетения: одинарного, двойного и сотового типа.

6. Просмотр художественного фильма «Храброе сердце» и анализ военной технологии и практики боевых действий шотландцев и англичан в период XII-XV веков. Феодальная система военной службы. Принципы вассалитета.

7. Работа в мастерской. Шитье по коже и кож. заменителю. Основные швы: иглой вперед, иглой назад, петельный шов. Дополнительные, отделочные швы: сметочный соединительный, окантовочный, стачной, потайной шов.

8. Приемы чеканки. Изготовление простейших набивных заклепок. Инструменты и формы для набивки. Изготовление элементов европейского боевого пояса: наконечника, пряжки, скоб, накладных деталей, подвесных петель.

9. Просмотр видеоматериалов «Крестовые походы», обсуждение. Роль религии в завоевании Востока. Просмотр видеоматериалов «Воина Алой и Белой Розы», обсуждение. Сравнительный анализ наступательного вооружения и военной техники. Сравнительный анализ изменений защитного снаряжения и доспеха.

10. Древковое оружие и его характеристики. Изготовление резиновых муляжей наконечников копья и алебарды. Изготовление древка. Изготовление резиновой копии ударной части топора. Обсуждение необходимых свойств тренировочных снарядов.

11. Просмотр художественного фильма «Экскалибур» выяснение исторических несоответствий и общий анализ. Европейский доспех XIII-XIV веков. Конструктивные особенности немецкой, французской и испанской школы доспехов.

12. Изготовление кольчуги. Составление перечня промежуточных технологических операций и их описание. Подготовка доклада по работе над изделием. Раскраивание и подгонка кольчужного полотна по размерам владельца. Вертикальная и горизонтальная рядность. Соединение деталей в готовый предмет, кольчужные швы: прямой, косой, «елочка». Расширение: сегментное, круговое. Отделка готового изделия, филировка краев, укрепление горловины. Свойства и параметры кольчуги. Специальная смягчающая одежда для доспеха.

13. Русский доспех XIII-XV веков. Кольчуга, байдана, юшман, колонтарь, бахтерец, куяк, зерцало, чешуя. Клепаные шлемы в системе вооружения средневековой Европы и Азии, их простейшая конструкция. Типология шлемов, хронологическое соответствие.

14. Изготовление простого сегментного русского шлема. Чеканка сегментов, сверловка деталей, сборка склепыванием каркаса и обода, установка наносника и шпиля под флажок-яловец. Приемы отделки и обработки металла: зачистка, опиливание, шлифовка; раззенковка отверстий. Внутренняя смягчающая отделка шлемов. Кольчужное наголовье, мисюрка (прилбица). Бармица (оплечье для защиты шеи, крепящееся к шлему). Обсуждение процесса работ, затрат времени, труда, материала.

15. Эволюция доспеха и оружия XIV-XVII веков. Способы защиты конечностей в бою. Наручи, наплечники, налокотники, перчатки. Поножи, набедренники, налядвенники, наколенники, солереты (стальная латная защита стопы). Механизм шарнирного сочленения. Различия между европейскими и азиатскими способами защиты конечностей.

16. Элементы русского доспеха: рукавицы, створчатые наручи, створчатые поножи — бутырлыки. Изготовление русского трехстворчатого наруча. Выполнение чертежей. Резка, профилировка и отделка деталей. Сверление и раззенковка отверстий. Кольчужный соединительный элемент. Сборка деталей. Присоединение ремней и пряжек.

17. Фехтовальные техники Востока и Запада. Просмотр учебного фильма по технике японского боя на мечах «кендо» и его обсуждение. Просмотр художественного фильма «Первый рыцарь» и обсуждение европейской техники боя. Просмотр фильма «Стальной рассвет» и анализ приемов ведения боя показанных в нем.

18. Приемы оформления научных работ. Требования к составлению рефератов, докладов. Подготовка к НОУ, изучение литературных источников. Составление проектов выступления.

19. Военные конфликты в истории Красноярского края. Экспедиция Ермака. Просмотр художественного фильма «Ермак», обсуждение военной культуры данного периода. Военное дело народов Сибири и Таймыра: эвенков, якутов, долган, манси, чукчей, коряков.

20. Изготовление щита. Щит и его модификации: брокель, тарч, наплечный щиток, подвесной диск. Формы щита. Роль щита в истории средневековых войн. Резка фанеры на полотно щита. Изготовление структурных элементов щита — ремней для удержания, умбона, оковки. Работа с лакокрасочными материалами, раскраска щита. Техника безопасности при работе с химическими веществами. Обобщение технических навыков.

21. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Выставка работ учащихся. Награждение учащихся добившихся особых успехов.

Литература

Список литературы, использованной при составлении программы

1. «100 уроков борьбы самбо» ред. Чумаков Е.М., М. Физкультура и спорт, 1977

2. «Искусство японских оружейников» Ленинград, 1987

3. «Современные направления в системе подготовки специалистов физической культуры, спорта и валеологии» (материалы региональной научно-практической конференции), Красноярск, 1999

4. Агафонов Э.В., Мешалкин О.Г. «Структура процесса обучения в спортивной борьбе» Учебно-методическое пособие. Красн. гос. ун-т, 1999

5. Адель Вестбрук, Оскар Ратти «Айкидо и динамическая сфера» Киев «София», 1999

6. Андреянова Л.И. “Уроки шитья” Екатеринбург, 1989

7. Асов А.И. «Златая цепь. Мифы и легенды древних славян» М. Наука и религия, 1998

8. Баленко С.В. “Школа выживания” М. Просвещение, 1981

9. Бешенков А.К., Васильченко Е.В., Воловиченко А.И. “Трудовое обучение. Пробное учебное пособие для 6 класса средней школы” М. Просвещение, 1989

10. Богданович К. «Люди Красного Яра» Красноярск, 1977

11. Бранд Рольф «Айкидо» М. Фаир, 1997

12. Бродников А. «Енисейский острог» Енисейский благовест, 1994

13. Брун В., Тилькс М. «История костюма от древности до наших дней» ЭКСМО, Москва, 1995

14. Булавкин А.В. «Историческое и художественное фехтование; методические указания» Красноярск Гос. Ун-т, 1999

15. Булавкин А.В., Мешалкин О.Г. «Новые спортивные направления в социальной педагогике» Сборник: «Физическая культура в системе высшего образования», Красн. гос. ун-т, 1999

16. Быконя Г.Ф. «Красноярск в дореволюционном прошлом. XVII-XIX», Красноярск, 1993

17. В. Бехайм «Энциклопедия оружия» пер. с нем. СПб. АО «Санкт-Петербург-Оркестр», 1995

18. В.В. Тараторин «История боевого фехтования» Минск, «Харвест», 1998

19. Волкович В.Г. “Человек в экстремальных условиях природной среды” М.: Мысль, 1983

20. Воротилова Т.Е. “Шейте сами”. Красноярец, 1992

21. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Ред. Газмана О.С. М. УВЦ “Инноватор”, 1996

22. Г.К. Панченко «История боевых искусств» в 4-х томах. М. «Олимп», 1997.

23. Гвоздев С.А. «Техника самообороны. Холодное оружие Востока и Запада» Минск, «Современное слово», 1997

24. Го Жуйсян, Ван Хуафэн, Чжоу Цзиньбяо «Пигуацуань» Минск, «Харвест», 1997

25. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. «Политическая психология» Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 1996

26. Гордон Д. «Терапевтические метафоры» СПб, изд. «Белый кролик», 1995

27. Григорьев А.А. «Красноярский Край в истории Отечества» Красноярск, 1996

28. Гуткина Л.Д.. Завельский Ю.В.. Пикакова Г.В. “Организация воспитательной работы в школе” М., 1996

29. Дон Миллер «Искусство Дзю-дзюцу» Минск «Харвест», 1998

30. Дружинин В.Н. «Психодиагностика общих способностей» М. изд. центр «Академия», 1996

31. Дудукчан И., Федоренко А. «Вин чун. Техника мечей-бабочек» “KCHHAN”, 1996

32. Е. Захаров, А. Карасев, А. Сафонов «Рукопашный бой» М. 1992

33. Е. Огуренков «Современный бокс» М. Физкультура и спорт, 1973

34. Жан-Ноэль Мурэ «Ножи мира» М. «АСТ», 1995

35. Жук П., Жук С. «Боевые ножи» ЗОА Издательский дом «Гелиос», 1998

36. И.Э. Кох «Сценическое фехтование» М. Учпедгиз, 1940

37. К.В. Асмолов «История холодного оружия» М,: ПИК. «ВИНИТИ», 1992.

38. Кайа А. «Руны», М. Локид, 1998

39. Комиссаржевский Ф.Ф. «История костюма» Минск. «Литература», 1998

40. Коструб А.А. “Медицинский справочник туриста”. М.: Профиздат, 1986

41. Крупенин А.Л., Крохин И.Н. «Эффективный учитель» Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 1995

42. Лэндрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений» М. Международная педагогическая академия, 1994

43. Лялько В.В. «Тренажеры в боевых искусствах» под ред. А.Е. Тараса. Минск, «Харвест», 1998

44. Малинова Р., Малина Я. «Прыжок в прошлое \эксперимент раскрывает тайны древних эпох » М. Мысль, 1988

45. Медведев А.Н. «1001 урок боя короткой палочкой» М., 1994

46. Медведев А.Н. «Тайные кланы, язычество и рукопашный бой» М., 1994

47. Методические рекомендации в помощь педагогу, работающему над авторской образовательной программой Ред. Шадрина И.Е., ММ. Гор. ДТДиЮ, 1995

48. Методические рекомендации по профилактике травматизма и заболеваний, повышение безопасности в походах. Под ред. Груздилова Л.А.Ю Красноярск КЦДЮТ, 1995

49. Методические рекомендации по составлению планов-конспектов для проведения занятий в спортивно-туристских секциях. Подгот. Груздилова Л.А., Красноярск КЦДЮТ, 1981

50. Мигур П.Х., Рихек Э.В. «Обработка металла в школьных мастерских» М.: Просвещение, 1991

51. Мисцуги Саотомэ «Айкидо и гармония в природе» Киев, «София», 1998

52. Мишенев С. «История фехтования» СПб, «Атон», 1999

53. Муравьев Е.М. «Технология обработки металлов (5-7 классы)» М.: Просвещение, 1995

54. Накаяма М. «Динамика Каратэ», Новосибирск, «Издатель», 1991

55. Н. Суино. «Искусство японских мастеров меча», пер. с англ. М.: Агентство «Фаир» 1998.

56. Панченко Г.К. «Нетрадиционные боевые искусства» в 2-х томах Харьков, «Фолио», 1997

57. Пашков Б.Г. «Русь-Россия-Российская Империя. Хроника правлений и событий 862-1917» М. ЦентрКом, 1997

58. Петрунев А.А., Вишневский В.А. «Подготовка квалифицированных борцов классического стиля». Красн. гос. ун-т, 1988

59. Пономарев А.Н. «Фехтование – от новичка до мастера» М., Физкультура и спорт, 1987

60. Пучков С.Г. «Кинжалы» СПб, «Клан», 1995

61. Р. Эрнест Дюпюи, Тревор И. Дюпюи «Всемирная история войн» СПб. «Полигон», 1997

62. С. Ианов-Катанский «Техника выхватывания и метания холодного оружия» М. 1999

63. Сенчуков Ю.Ю. «Да-цзе-шу = искусство пресечения боя» АО «Кэнсай», 1995

64. Скрынников Р.Г. «Ермак» М. Просвещение, 1992

65. Тарасова А.П. “Домоводство и обучающий труд” МиМ-Экспресс, 1996

66. Ханус С. “Как шить?” М. Легкопромбытиздат, 1992

67. «Художественная гимнастика» ред. Орлов. Л.П., М. Физкультура и спорт, 1978

68. Ярославцева Л.И. «Красноярский краевед», Красноярск, 1991

69. G. Digrassi. “True Art of Defense”, 1594.

70. Oswald G. “Lexikon der Heraldik” VEB Bibliographisches Institut, Leipzig, 1984