О тренировках..


Лис Полярный, (известный в определенных кругах как Хасан), ответственный корреспондент из славного г.Харькова.
По мотивам некоторых постов в ЖЖ.
Из всех видов деятельности для рассмотрения взяты занятия, теоретически предполагающие совершенствование культуры движения и биомеханических характеристик организма.

Проблема, как обычно, не в тренировках как таковых. С ними-то как раз все более-менее ясно. Тренируйся – и достигнешь. Вопрос в том, чего именно надо достичь, и главное – зачем. То есть, проблема – это осознание целей, задач, методов и мотивации.
Вообще нормальные тренировки по определению должны иметь цели и задачи. В зависимости от целей выстраивается методика. То есть, методика заточена под цели. Кроме этого, должен быть человек, владеющий методикой, и должна быть мотивация у занимающихся. При сочетании этих условий мы получает полноценные тренировки.

Профессиональный спорт (без разницы, хоть борьба, хоть волейбол, хоть гимнастика). Там есть цель – регулярное участие в соревнованиях с показанием высоких результатов. Кстати, победа в состязаниях в данном случае – это лишь одна из целей, хотя и важная. Мотивация – связанные с участием в соревнованиях моральные и материальные преференции. Соответственно, есть задачи, в числе которых поддержание и развитие физической формы, получение и совершенствование навыков, подготовка к соревнованиям, участие с настроем на победу. Есть тренеры, разработаны методики. Тренируйся – и будет тебе счастье.
С учетом того, что спорт больших достижений требует, чтобы тренировки начинались еще в детстве, то мотивация у спортсмена меняется по мере взросления. Сначала в основе моральная составляющая: гордость за свои успехи и возможность повысить статус в некоей группе. Потом подключается материальная компенсация усилий, от разовых заработков к постоянной оплате. С какого-то момента спортсмен начинает думать о жизни после завершения спортивной карьеры. Тут есть возможность либо заработать достаточно для жизни после ухода из профессионального спорта, либо продолжить карьеру в роли тренера, если результаты деятельности были не столь впечатляющими, либо перепрофилироваться.
То есть, в данном случае поле деятельности человека – спорт, а тренировки – обеспечение возможности действий на этом поле. (Спорт приведен как пример. Сюда же балет, профессиональные танцы, спортивные единоборства и тп).

Профессиональные единоборства. Они фактически представляют собой подпорку под выполнение основной задачи, которой, в свою очередь является ведение боевых действий (у которых своя цель – прекратить боевые действия на этапе, выгодном или хотя бы устраивающем одну из сторон (но это уже уход от темы)). Соответственно целям определяются задачи, отрабатываются методики, готовятся инструктора. Мотиваций аж две: приказ командира и стремление уцелеть при выполнении задачи.
Как пример осознания места единоборства в общей задаче можно привести систему Кадочникова. Сам Кадочников обозначал, что непосредственно рукопашный бой является хорошо если одной десятой от необходимого военному профессионалу массива знаний и навыков.

Полупрофессиональные занятия.
На занятиях, требующих высокой отдачи и материальных вложений, но не приносящих ощутимой материальной отдачи, таких как танцы либо занятия в спортивных секциях без перспективы профессиональных выступлений (сюда же идут занятия т.н. боевыми искусствами «для себя»), тоже возможны нормальные тренировки. Цель этих занятий – научиться танцевать (фехтовать, двигаться). Там достаточно высокая планка требований, заданная профессионалами. Задачи те же, что и в спорте. Тренеры и преподаватели есть, методики – тоже. Мотивация – получение морального удовлетворения от возможностей собственного тела, или от публичных выступлений. В дальнейшем возможно даже получение дополнительного или основного заработка при переходе на преподавательскую работу.

Любительские занятия объединяют людей с совершенно разными мотивациями. Но нормальные тренировки, с результатами, приближающимися к профессиональным, проходят только у небольшой части народа, мотивации которых близки либо к спортивным, либо сугубо индивидуальны и являются исключением из правил. Тренировки для равлечения (восточные и исторические танцы, любительские рукомашества и дрыгоножества, фитнесс и тп) в проходят с пониженной интенсивностью и сниженной нагрузкой, так как основной целью является получение положительного эмоционального настроя, а ограничение по физнагрузке связано с неподготовленностью тела у приходящих заниматься. Вообще тема подготовки человеческого организма к нагрузкам на протяжении жизни богата и разнообразна, что требует отдельной статьи на тему.

Есть еще один тип тренировок, характерный в основном для участников ролевых игр живого действия и членов клубов исторической реконструкции. Это тренировки-имитации.
Основной целью участия в РИ и ИР есть социальное общение в первую очередь (исключения как всегда имеются). Как минимум потому, что это вообще цель всех подобных тусовок коллективов. Формы для этого общения подбираются разные. Некоторые играют околоролевую музыку, некоторые мечами/руками машут, некоторые имитируют военные действия на местности. И все ездят на игры/турниры/фестивали.
Поскольку совершенствование культуры движения лишь минимально влияет на основную цель, то тренировки конечно организуются, но проходят в режиме «Баня – это предлог». Цели тренировок не связаны с их содержанием, а задачи ситуативны и лишь косвенно связаны с деятельностью – съездить на игры/фестивали и там как-то задействовать полученные навыки. Добавим к этому отсутствие методик подготовки (очень трудно создать методику без внятной цели) и хороших преподавателей, косвенную и слабо работающую мотивацию, нерегулярное посещение и отсутствие деятельности в этом направлении в остальное время. То есть, когда представители ролевой тусовки собираются на тренировку, то зрелище получается феерическое (а иногда и осязалище с обонялищем). Большая часть времени занята общением, нагрузки минимальны, дисциплина отсутствует. Даже люди со спортивным опытом не могут нормально что-то преподавать, так как спортивные методики рассчитаны на спортивные нагрузки и спортивные же достижения. Но даже если преподаватель может выстроить нормальный тренировочный процесс, то подавляющая часть (если не все) посещающих с этих тренировок уходят. Потому что исчезает основная мотивация – общение.
Хотя надо отметить, что даже в таких условиях встречаются люди, пытающие заниматься нормально, но из-за всеобщего разгильдяйства эффективность занятий ниже, чем могла бы быть.

Историческое фехтование в железе чуть более похоже на тренировки, но там цель тоже понятнее – достижение определенного статуса (в данное время уже кое-где присутствует и разовое материальное вознаграждение). До достижения цели фехтовальщик может регулярно посещать занятия, активно тренироваться, и при наличии изначальных задатков достаточно быстро (год, максимум два) выходит на уровень ситуативных побед на мероприятиях разного уровня. Как только статус достигается – человек практически прекращает регулярные тренировки, а участвовать в мероприятиях продолжает за счет наработанных навыков.
Часть фехтовальщиков с развитием этого направления эволюционировала в спортсменов, что существенно подняло уровень тренировок, хоть и не до уровня признанных видов спорта (туда просто пока вкладывается мало денег, и человек не может посвятить все свое время тренировкам, но ситуация понемногу меняется).
В эту же категорию можно добавить секции каратэ, ушу и прочих единоборств любительского уровня. Потому что уровень нагрузок существенно ниже необходимого для освоения предлагаемых навыков в разумные сроки.

Астральное каратэ и прочие подобные экзерсисы – это квинтэссенция желания человека ничего не делать, но ощущать себя сильным и могучим.

Где-то так.