Продвинутый ученический уровень в фехтовании мечом.


Булавкин А.В. «Камелот».
Методические принципы, на которых строится развитие и совершенствование навыков, приобретенных группой начального обучения на предварительном этапе, требуют перехода от освоения форм основных действий и приемов к их энергетическому наполнению и демонстрации в условиях суммарной нагрузки полного снаряжения. Требуемые результаты методики подготовки для продвинутого ученического уровня можно сформулировать следующим образом:
1) Подготовка ученика должна обеспечить устойчивый навык контролируемого управления оружием такого веса, который недоступен нетренированному человеку,
2) Подготовка должна обеспечить устойчивый навык сохранения подвижности и маневренности с тяжелым оружием и в специальном защитном снаряжении на период времени, максимально сходный с показателями активного движения нетренированного человека без отягощения полным весом оружия и снаряжения,
3) Подготовка должна обеспечить устойчивый навык сохранения моторной плотности нагруженных энергией атакующих действий в течении условного времени схватки,
4) Подготовка должна обеспечить совершенствование навыка рубящего удара с оппозицией, как в случаях оппозиций в соединении оружия (удар сквозь защиту или атаку оружием), так и в случаях оппозиций пассирования атаки, принятой на поражаемую поверхность.
5) Подготовка должна обеспечивать в ситуациях одновременного нанесения ударов выполнение рубящего удара с оппозицией пассирования, гарантированно снижающего ценность атаки оппонента и значительно превышающего её по объему рабочего воздействия,
6) Подготовка должна поддерживать навык рубящего удара с оппозицией пассирования, благодаря устойчивому навыку правильного приема удара оппонента на поражаемую поверхность, исключающего возможность значительного снижения мощности атаки.
Ключевым и обобщающим содержанием всех обозначенных навыков, в отличии от навыков периода начального обучения, связанного с равномерным освоением фехтовальных двигательных стереотипов, становится адаптация сочленения «рука-оружие» к объему работы, требующемуся для решения практических задач спортивной схватки. Основным содержанием фехтования в аналогах исторического защитного доспеха является приложение через связку «рука-оружие» максимально возможной энергии, созданной мышечными усилиями и суммарной инерцией двигающегося тела спортсмена, находящегося в специальном снаряжении. Именно хват оружия обеспечивает направление энергии, созданной общими мышечными усилиями спортсмена на совершение работы оружием.
Приложение энергии атакующего действия к поражаемой поверхности партнера, преодолевающее его защитные действия – основной критерий эффективности атаки. Закономерным следствием существования таких оцениваемых действий в качестве обратной стороны содержания спортивной схватки выступает получение энергии атаки на поражаемую поверхность тела. Способность тела принимать любой своей частью энергию удара характеризует возможности бойца продолжать схватку, не теряя готовности к выполнению встречной, либо ответной атаки.
Таким образом, пока тело спортсмена может принимать удары, он способен защищаться и атаковать, как только тело эту возможность утрачивает – боец становится небоеспособен.
Учитывая эти закономерности необходимо решать задачи подготовки учеников продвинутого уровня подбором наиболее эффективных упражнений и форм закрепления получаемых навыков.
А) Увеличение силы удара и объема его рабочего воздействия требует силовых упражнений на укрепление мышц, обеспечивающих хват оружия (комплекс СФП №1, упражнения на скоростную фиксацию тяжелого оружия и контактный удар по жесткой мишени), мощность и подвижность хода руки, равновесие и устойчивость ( комплекс СФП №2, упражнения на загруженный оружием мах руки, укрепление внутренних корсетных мышц торса, ведение по ударным траекториям атлетических отягощений – гантелей, гирь, ломиков), смещение груза (контактная набивка по одиночным маятниковым мишеням с жесткой и мягкой поверхностью).
Б) Увеличение моторной плотности атаки на продолжительный период требует упражнений на силовую выносливость совокупного рабочего воздействия мышц, участвующих в механизме удара (пробежки с ударами, серийная контактная набивка тяжелым оружием по продолжительной очередности маятниковых мишеней, состязания в давлении оружием на время).
В) Улучшение маневра движением тела и оружия требует упражнений в скоростной выносливости (нанесение ударов с проносом тяжелым оружием на время, выполнение нормативов по ударам на время в защитном снаряжении), в подвижности перемещений (состязания в облегченном снаряжении в безответных имитациях ударов, упражнения специальных техник перемещения – парные беговые дорожки, удары в прыжках), переключений в смене уровней перемещений (силовые упражнения на маневр с отягощением, уклонения на выносливость, состязания на перехват права атаки в защитном снаряжении).
Г) Совершенствование навыка пассирования требует поиска контактных поверхностей поражаемой зоны, наиболее эффективно принимающих нагрузку удара с сопротивлением его мощности, соотнесения данных участков с зонами прилегания элементов доспеха и их возможностями к распределению нагрузки. Такие участки необходимо разделить на три категории по функциональным возможностям – зона прямого и встречного пассирования (1), зона уступающего пассирования (2), зона скользящего пассирования (3). Укрепление всех зон связано с упражнениями на развитие прочности и эластичности связок (растяжка, повышение степени свободы и гибкости суставов, выполнение бесконтактных ударов из рукопашных техник, акробатических прыжков и маховых элементов), повышение уровня сопротивления требует упражнений на контактную нагрузку (состязания в давлении оружием, контактные удары и блоки рукопашных техник на специальных грушах и тренажерах, броски, падения). Повышение сопротивляемости поражаемой зоны требует упражнения изометрического напряжения мышц, которое создает конструкционную и поверхностную жесткость (ударная набивка с постепенным увеличением нагрузки удара и темпа по мере подготовки, фризы и переключения между ними, силовые равновесия, в т.ч. с отягощением доспехами).
Д) Спецтехники. (по программе) – действия по развитию навыков как типовых фехтовальных взаимодействий (скоростная набивка на защиту, скользящие блоки, рипост), так и усложненных вариантов парных техник ( скоростная односторонняя блокировка щитом, рипост, заломы щитом, закрытые атаки со щитом, смещение щита щитом, обманы в длинном и коротком оружии, удары через дополнительные препятствия и пр.)
В силу накопления опыта в ходе тренировочного процесса стало известно, что эффективность занятий снижается при отсутствии чередования однотипной нагрузки с периодами восстановления, в течении которых требуется переносить упражняющее воздействие на развитие восстановленных способностей.
Достижение результатов в наработке и развитии указанных навыков требует проверочного контроля, объективно учитывающего рост технического мастерства и физических показателей, что следует сделать на основе тестов физической формы (сила, гибкость, скорость ударов поверхностью тела, выполнение координационных силовых упражнений) и технических нормативов (одиночные и парные упражнения с моделями оружия, в том числе в защитном снаряжении).