Логическое обоснование широкому внедрению в фехтование рукопашных приемов…
Общий смысл примерно тот же, что и в споре ударных и борцовских стилей РБ – кто кого? Обычно ударники успевают чуть раньше, а борцы их потом забарывают, прихватывая ноги, придушивая, и заламывая, что ставит ударников в положение, при котором они не могут бить, а борьба поставлена хуже.
Такая же очень близкая ситуация выявляется в состязании «танков» со «стрелками». Попадать танк не мешает, но сильно ударить уже не дает. В итоге – какая будет разница, чем он вас толкает, плечом, или мечом? От меча можно поставить номерную защиту, а от плеча нет? Тогда ведь и за мечи браться еще рано, так?
Получается, что если противник начнет сколько нибудь обдуманно шевелить руками и ногами в близлежащем пространстве, он просто не даст себя ударить плохо подготовленному фехтовальщику. Вот это да…. А если он еще и будет активно толкаться, то при одоспешенности высунутых органов он бесповоротно помешает бить себя мечом? Невероятно!!!! Чудеса!!!
Так как один из важнейших навыков в бое с мечом – поражать цель избирательно, то это означает, что боец должен уметь бить в условиях движения цели и сопротивления помехам. Если бойца с мечом можно элементарно затолкать подходя на ближнюю дистанцию, то может он на самом деле к бою еще не готов? Отсюда – как должна выглядеть схема боя -? Бойцы просто ОБЯЗАНЫ толкаться, чтобы не допустить эффективных действий противника оружием. Иначе все будет выглядеть слишком смешно : «не могу ударить мечом, потому что он подходит и толкается». Кто первый преодолевает систему помех, созданных противником, и при помощи своевременных шустрых маневров выходит на эффективный удар, тот и должен побеждать. Осталось это сформулировать правилами.
Исходя из схемы эшелонированной защиты – 1 слой защиты – действия против обработки вашего оружия, 2 слой – помехи и защиты оружием от ударов, направленных на близкие для противника цели, 3 слой – помехи и встречные упреждающие действия самой поражаемой поверхностью против ударов оружием с самой короткой и опасной дистанции. При недоступности (отлете) оружия после его умелой обработки какой смысл стоять столбом, если можно идти в клинч и создавать противнику достаточно весомые проблемы? То есть получается, что борьба есть основное содержание фехтования, как последняя форма защиты при раскрытии первых двух слоев обороны.
Из рассматриваемой схемы следует, что ноги – самое сильное оружие фехтовальщика. Чтобы нанести верный удар в момент попытки толчка нужно совмещать удар с быстрым отходом, чтобы установить правильное расстояние. Поскольку площадка ограничена, отходить только назад невозможно, большая часть шагов назад будет совмещаться с отходом по кругу. Толкают обычно быстрее, с более резким импульсом, чем содержит шаг. Значит удары придется разучивать и выполнять не просто в обычном отходе шагом, а в отскоках и прыжках назад. Все это создает большие требования к работе ног.
Теперь – где встречаются ноги в атаке -при действии на оружие 1 слоя мы при подшаге вперед атакуем уже следующий, 2 слой, сквозь оружие как помеху. При атаке второго слоя подшагом вперед мы переносим атаку на третий слой, то есть делаем ее более опасной. Два подшага дают в итоге либо длинный шаг, либо прыжок вперед, который необходимо уметь выполнять, если противник допускает грубые ошибки в обороне и позволяет применить глубокую атаку сквозь два первых слоя.
В защите, мы точно так же в стандартном исполнении переводим угрозу 3 слою в область второго, выполняя простые прямые блоки с отшагом назад по вектору удара. Если осуществить отшаг больше, как иногда делают новички, то мечи сталкиваются за пределами реальной опасности зоне второго слоя. Таким образом, длинный отшаг или прыжок переводит атаку 3 слоя в действие на оружие (1 слой). При атаке 3 слоя в случае, когда оружие находится в неудобном положении подшагом вперед мы помещаем себя в «мертвую зону», где без отшага назад противник не может удобно действовать оружием, нанося сильные удары, хотя может им толкать. В результате, чтобы ограничивать движения оружием, нам приходится прибегать к движениям рукопашного боя, иначе противник уйдет на дистанцию эффективных действий оружием по зонам 3,2 и 1 слоев защиты.
Соответственно, для рукопашных действий, нормы изменения дистанции остануться сходными – при атаке на оружие – это примерно четыре подшага (вероятнее всего преодолеть только с разбега, когда есть предварительный разгон), при атаке второго слоя придется сделать движение в три подшага чтобы войти в мертвую зону (а вот откуда в физкультуру вошли прыжки с места), при атаке в зону 3 слоя мы одним подшагом переходим к дистанции поражения 3 слоя оружием, а вторым входим в «мертвую» для оружия противника зону, где можем применять рукопашные приемы. Два подшага, как показывает практика, удобнее делать в одно движение- скачком, так как иначе противник воспользуется оружием, чтобы предотвратить последствия вашего следующего движения, что весьма разумно.
Логично предположить, что захват в фехтовании в своем основном значении может быть в первую очередь способом контроля дистанции. То есть – вы зашли на дистанцию где длинное оружие теряет силу удара (мертвая зона), и хотите ее сохранить, чтобы вас не размазало всмятку. Инерционным оружием почти невозможно приложить силу на сверхблизком расстоянии. Значит противника нужно контролировать плотным захватом преимущественно за корпус, что в общем и было привычным для средневековой борьбы. Захват за руку становится второстепенным, так как маневренность противника почти не ограничена вокруг точки захвата, и даже если в пойманной руке оружие, схваченный может сорвать подготовку любого сильного удара толчками и рывками. При использовании доспехов за руку вообще хватать почти невыгодно, так как объем защищенной снаряжением руки слишком велик для уверенного удержания хвата. Проще подходить в ближний бой – клинч, и вытаскивать нож, который и обхват держать не мешает, и для удара не нужно изменять дистанцию. Из этого следует, что борьба с оружием подразумевает преимущественно захваты вооруженной рукой, то есть без использования пальцев и ладони – подмышкой и локтевым сгибом. Толчок же скорее элемент контроля равновесия противника, а не дистанции, так как при отбрасывании противника мы помещаем его на дистанцию эффективных действий основным оружием. Из чего следует, что толкать можно для того, чтобы ударить оружием самому и первым после сближения, либо толкать нужно сохраняя сближение до тех пор, пока оппонент не упадет, встретится с помехой, или наконец не окажется в положении, где вам атаковать его будет намного легче и быстрее.