Концепция военно-исторического направления в патриотическом воспитании молодежи
Булавкин А.В. 2002г.
Понимание потенциала военной истории в современном обществе заставляет относиться к нему, как к средству воздействия на общественные нормы и ценности, личные психологические, интеллектуальные и физические качества человека, а также на взаимоотношения личностного и личностно-общественного характера. Таким образом, военно-историческое направление является тесно связанным со всеми проявлениями личной и общественной жизни, отражая их в своем содержании в виде совокупности средств воспитания гармонично развитой личности. Требования к целостности воспитательного подхода предопределяют широкий спектр направлений деятельности.
Основные направления деятельности в военной истории объединяет общая необходимость воспитания личностных качеств. Воспитание этих качеств может быть как узкоспецифичным (определенные двигательные навыки), так и проявляющимся повседневно (социальное поведение). Если предполагать, что сложившиеся в русской культуре ценности воинского воспитания есть в любом случае проявление патриотизма и патриотического общественного уклада, то и целевые направления деятельности в ИФ мы будем рассматривать как образцы патриотического воспитания.
Духовно-нравственное направление ориентировано на осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств гражданской и воинской чести, личной ответственности и коллективизма. В практическом выражении потенциал исторического фехтования может быть реализован в создании воспитательных программ на основе уважения к религии, традиционной культуре, верованиям и обычаям прошлого и настоящего времени. Создание в учебно-воспитательных целях условий самоопределения в нравственном выборе средствами игровых и моделируемых условностей является одной из характерных черт клубной молодежной работы в ИФ. Социально-игровой статус участников клубной деятельности, имитация ролевой среды, активизирующей духовный поиск, тематические мероприятия, посвященные воссозданию атмосферы благородного рыцарства способствуют нахождению и формированию нравственных ценностей молодого поколения.
Историческое направление сосредотачивает усилия на познании исторических корней и осознании неповторимости отечества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно предполагает изучение многовековой истории отечества, места и роли России в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений. В деятельности клубов ИФ эта область раскрывается в изучении молодежью истории материальной культуры быта, воинского снаряжения и атрибутики. Такие формы работы клубов, как историческая реконструкция, экспериментальная археология, историческое моделирование открывают доступ к аналитическому изучению большого фактологического материала. Проведение в числе мероприятий красочных исторических фестивалей, народных забав, молодецких игрищ и потех служит глубокому исследованию родной истории, воспитанию патриотизма, противодействию фальсификации истории и искажению исторических фактов. Моделирование исторических событий, привлечение внимания общественности к достижениям клубов демонстрирует глубокий интерес молодежи к национальным корням и отечественным традициям. Особую важность в историческом направлении приобретают научные исследования российской и мировой военной истории, в том числе публикации в печати, отражающие междисциплинарные проблемы. Одними из важных достижений в этом направлении являются клубные музеи военной истории средних веков и исторической реконструкции, тематические выставки и экспозиции, приуроченные к дням военной славы России и торжественным праздникам, добровольная ознакомительная работа со школьниками по истории прошлого нашей родины.
Мировоззренческо-патриогпическое направление деятельности предполагает усвоение важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самоосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает воспитание любви и преданности своему отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам. Почитание национальных святынь и символов, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству есть важная часть данного направления. Результатом работы в этом направлении можно считать осознанное негативное отношения к проявлениям экстремизма, тоталитарных культов и деятельности деструктивных объединений. Моделирование общественных процессов в ходе создания фестивальной и организационно-игровой культуры исторического фехтования закладывает нормы общественной ответственности, противодействующие в молодежной среде процветанию антиобщественных и антигосударственных устремлений. Глубокое внимание к знакомству с геральдикой, генеалогией, торжественной символикой, содержанием церемониалов и этикета прошлых поколений становится отличительным качеством современной молодежной краеведческой работы и существенно дополняет список достижений мировоззренческо-патриотического направления военно-исторического движения.
Социокультурное направление ориентировано на формирование у личности социально-значимых и культурно-эстетических ценностей. Оно включает: воспитание высокой духовной культуры, удовлетворение культурных потребностей, обогащение профессиональной деятельности, условий жизни и быта элементами культуры и этикета, развитие культуры общения и взаимоотношений между различными категориями граждан, создание условий для самодеятельного художественного творчества. Работа клубов в направлении культурной деятельности принимает формы организации художественных коллективов, специализирующихся на ярком и увлекательном представлении народного ремесленного творчества, показательных выступлений в жанре демонстрации исторических боевых искусств и молодецкой удали, ансамблей исторической средневековой песни, пляски и танца, народной музыки. Изучение мировой культуры происходит с помощью историческое моделирования старинных костюмов и одежды, элементов декора и орнамента предметов быта и военной культуры, исторической стилизации на основе этнографических и национальных культурных мотивов. Достижения историко-культурной сферы работы клубов исторического фехтования и реконструкции проявляются в организации средневековых балов, пиров, театрализованных рыцарских турниров, реконструкции народных праздников и обычаев. Знание этикета и условностей средневековой культуры позволяет воссоздать стиль поведения и общения давних эпох, продемонстрировать его особенности постановками любительских клубных театров, созданием спектаклей и любительских фильмов по истории.
Профессионально-деятельностное направление деятельности сосредотачивает усилия на формировании добросовестного и ответственного отношения к труду, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах выполнения гражданами своих обязанностей. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-дея-тельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста. В работе объединений исторического фехтования и реконструкции воспитание качеств профессионального отношения к выполнению обязанностей основывается на субординации по принципу функциональной деятельности. Рост личного опыта и приобретение навыков более сложной и ответственной деятельности определяют статус и руководящее положение участника объединения. Согласно принципу функциональной деятельности происходит организация статусных (пример: обучающиеся начального уровня, спортсмены, инструкторы и помощники тренера, старшие тренеры, руководители историко-спортивных направлений) и профессиональных (например творческие, технические, исследовательские, административно-хозяйственные и спортивные группы) внутриклубных формирований. Наличие вертикальных и горизонтальных организационных структур в историко-патриотическом объединении создает широкое пространство профессионально-деятельностной самореализации для его участников. На практике профессиональное воспитание осуществляется внутриклубными и межклубными корпоративными организациями, которые представлены федерациями спорта, реконструкторскими ассоциациями, ремесленными гильдиями, творческими объединениями и профессиональными союзами. Для обеспечения условий становления профессиональных качеств и повышения уровня профессионализма в числе мероприятий проводятся экзамены и тестирования, конкурсы профессионального мастерства, профессиональные праздники и фестивали, творческие слеты и концерты, учебные семинары, курсы и профильные выездные лагеря, конференции, спортивные сборы и соревнования.
Военно-патриотическое направление основывается на стремлении формирования в государстве современной и боеспособной армии, которая предусматривает сохранение и приумножение славных боевых традиций, высокий профессиональный уровень, отличную подготовку своего кадрового состава. Участие клубов исторического фехтования в изучении военного наследия российской армии, исследованию истоков ее зарождения, преемственности опыта прошлых поколений приобретает неоценимое значение. Предметами интереса клубов военной истории становится консолидация усилий воспитательной работы в молодежной среде совместно с учреждениями Министерства Обороны, Образования, советами ветеранов и оборонно-спортивных обществ. В числе возможных видов подготовки, доступных клубам при поддержке государства могут стать начальная военная допризывная подготовка, строевая, стрелковая, рукопашная и техническая дисциплины. В сфере работы клубов ИФ тесно связанные с развитием интереса к содержанию фехтования вопросы изучения военной символики, униформы, истории вооружений, военного искусства, истории русской армии и армий зарубежных стран. Моделирование сражений средствами компьютерных и настольных игр, военная миниатюра, анализ стратегических и тактических решений знаменитых русских и зарубежных полководцев составляет преимущественное содержание военно-патриотического направления. Особой признательности заслуживают такие формы общественной работы военно-исторических клубов, как военно-исторические парады, торжественные военные шествия, почетные историче-ские дежурства и караулы у памятников вечного огня, вахты памяти.
Политико-правовое направление предусматривает формирование глубокого понимания гражданского и конституционного долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, основных положений концепции безопасности страны, места и роли Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Оно включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества. Историческое фехтование в процессе организации своих спортивных и историко-культурных составляющих задает две основные формы практической деятельности политико-правового характера. Одна из этих форм обеспечивает рост административно-организационного потенциала ИФ, вторая форма нацелена на воссоздание атрибутивно-символических условностей и изучения традиций устройства властных отношений. Процессы построения микросоциального пространства и улучшения качеств деятельности молодежного объединения путем реализации демократических принципов, достижение согласованных организационных действий с другими объединениями и государственными структурами активизирует развитие административно-организационных навыков представителей ИФ. Примерами такой работы является нормотворческая деятельность, определяющая права и обязанности членов отдельных объединений и корпоративных сообществ, административно-деловые тренинги участников объединений при осуществлении как основной деятельности, так и разовых мероприятий, выдвижение организационных лидеров в тренерскую и административную работу, круглые столы и конференции по проблемам организации и развития движения, взаимоотношениям с властью. Примерами проявления атрибутивно-символического подхода можно считать игровое моделирование объединениями ИФ иерархических социальных и воинских структур и закономерностей их организации, субординации, правоотношений, а также оформительское заимствование отдельных атрибутивных элементов исследуемых исторических эпох и национальных культур, внедрение исторических традиций административного управления в практику проведения спортивных, культурных и образовательных мероприятий. В результате включения в образовательную и воспитательную работу ИФ процессов, влияющих на формирование политико-правовой культуры молодые люди учатся цивилизованно взаимодействовать с другими людьми, «повелевать и подчиняться», искать средства для урегулирования своих отношений с институтами публичной власти, преобразовывать наличные обстоя-тельства своей жизни в соответствии с законами, принятыми в обществе, т.е. действовать в качестве субъектов правовых отношений. Ориентация на политическое просвещение и независимость от влияния доктрин определенных политических партий объединений ИФ позволяют сделать вывод, что данные общественные объединения перспективно способны участвовать в подготовке будущих представителей российской политической элиты. Серьезную роль в этом отношении играет непрофессиональная молодежная политическая деятельность, стажировка в государственных структурах, участие в работе общественных комиссий, комитетов, фондов, добровольная работа в качестве помощников депутатов и политических деятелей.
Социальное направление участвует в развитии у граждан положительного отношения к органам управления и органам государственной власти на основе осознания ими результатов создания в коллективах социальных условий и гарантий, обеспечивающих их нормальную жизнедеятельность, реализацию установленных законами и иными правовыми актами прав и льгот, стимулирующих стремление к более ответственному и добросовестному выполнению конституционных обязанностей. Это направление включает: своевременное разъяснение законов, обеспечивающих социальную защиту населения, изучение и прогнозирование складывающихся социальных процессов, осуществление конкретных мер по социальной защите, соблюдение социальной справедливости в трудовых отношениях и разрешение социально-бытовых вопросов. В практике исторического фехтования вопросы социализирующего воспитания проявляются в форме построения внутриклубной структуры социальных взаимодействий согласно статусу и обязанностям, внутренних дисциплинарных правил, профессиональных требований и норм взаимоотношений, а также внешних социальных акций и мероприятий, нацеленных на формирование положительного общественного мнения. К числу мероприятий внутриклуб-ного воспитательного процесса можно отнести безвозмездную работу с детьми и подростками из социально неблагополучных и неполных семей, детей с задержкой развития, либо ограниченными двигательными возможностями. Эффект социализирующего воспитания присутствует в усвоении норм спортивной этики, клубного коллективизма и дружеской взаимопомощи, корпоративной ответственности и ответственности за младших товарищей по клубу. Проведение бесплатных публичных выступлений, небольших благотворительных акций культурно-образовательного значения, организация совместных проектов с объединениями похожей направленности создает благоприятную атмосферу для социальной адаптации и роста социальной компетенции. К внешним мероприятиям можно отнести официальную работу с комиссиями по делам несовершеннолетних по обучению и воспитанию подростков, находящихся на учете, организацию культурных программ для лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы, участие в работе специализированных спортивных интернатов, проведение благотворительных акций помощи бездомным и безработным (разовое горячее питание, простейшая починка одежды и медицинская помощь). К перспективам социальной работы культурно-исторических и историко-патриотических клубов и обществ можно отнести повторение примеров благотворительной деятельности современных рыцарских орденов государств западной Европы, финансирующих содержание приютов, хосписов, больниц и медицинских учреждений, согласно многовековым традициям и идеалам рыцарства.
Физкультурно-оздоровительное направление деятельности предполагает расширение общественных представлений о роли физического воспитания и оздоровления в связи с историческими исследованиями и развитием исторического фехтования, распространение норм здорового образа жизни, усиление противодействия курению, алкоголизму и употреблению наркотиков, поиск новых путей укрепления здоровья граждан РФ. В содержание направления включаются: пропаганда национальных и исторических традиций физической культуры и оздоровления, апробация новых оригинальных направлений физической культуры, развивающих важные двигательные навыки, разработка программ и методик тренировки специальных физических качеств и обоснование их культурной, оздоровительной и спортивно-прикладной ценности, создание условий появления новых видов спортивной деятельности, ведение работы по гуманизации историко-спортивных единоборств. В соответствии с идеями гармоничного развития личности и высокими социальными требованиями современного общества к профессионализму трудовой и служебной деятельности, задачи направления относятся к совершенствованию физических качеств, воспитанию волевых качеств характера на основе спортивных достижений, формированию навыков поддержания стабильного здоровья и высокой работоспособности. Практическими примерами деятельности в данной области являются соревнования и турниры по историческому фехтованию, открытие детско-юношеских спортивных школ и секций ИФ, показательные выступления с демонстрацией достижений спортсменов, консолидация усилий организаций исторического фехтования для создания условий роста спортивного мастерства их представителей, популяризация ИФ в печати и по телевидению. К практическим примерам относятся также учебно-тренировочный процесс с медицинским контролем занимающихся, летние спортивно-оздоровительные лагеря, выездные мероприятия с элемен-тами туризма.
Образовательное и научно-исследовательское направления относятся к деятельности, нацеленной на формирование научного восприятия и мировоззрения, осознание значимости разностороннего образования в современном обществе, развитию теоретического, критического, абстрактного и творческого мышления, широкого внедрения экспериментальных методов исследования в сферу воспитательной работы. В соответствии с увеличением значимости в молодежной среде научно достоверной информации об истории, а также приоритетностью направления патриотического воспитания в государственной молодежной политике, элементы ИФ и исторической реконструкции логично входят в структуру не только дополнительного, но и основного (как среднего, так и высшего) образования. Это направление включает: подготовку кадров для образовательной и исследовательской деятельности, апробацию инновационных форм педагогической работы с детьми и молодежью, поддержку общественных организаций ведущих подобную работу, организацию муниципальных и федеральных экспериментальных педагогических площадок, повышение образовательного потенциала военной истории. В практическом выражении состоит из учебной работы со школьниками и студентами по программам военно-исторических, историко-культурных, историко-патриотических клубов, проведении открытых уроков и тематических занятий, посвященных проблемам и загадкам истории, организации любительских и научных конференций по вопросам спорта, реконструкции, археологии, исследований в области ИФ и смежных областях. Задачей направления также является планирование и проведение экспериментов для проверки теоретических предположений военной истории и ИФ, ведение статистики и систематизации фактических материалов исследований. Огромную образовательную ценность имеют массовые мероприятия, связанные с экспериментальной археологией, классификационная работа по описанию результатов деятельности клубов и публикации о достижениях в этой деятельности.
Психолого-педагогическое направление предусматривает формирование у граждан высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать сложности военной и других видов государственной службы, иных психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологической напряженности, индивидуальную воспитательную работу, преодоление стрессов и формирование важнейших психологических качеств с учетом психологических особенностей различных категорий граждан, каждой личности. В прак-тике психолого-педагогической деятельности в спорте большое значение имеет психокоррекционная и реабилитационная работа с целью социальной адаптации детей и молодежи, преодоление идей культа силы и романтизации насилия, предупреждение проявлений девиантного, агрессивного и асоциального поведения, аморальных поступков, безответственного и потребительского отношения к труду, материальному благополучию и обеспечению общественной и личной безопасности. Воспитательным целям этого направления соответствуют примеры благородного и рыцарского поведения, взаимоуважения, бескорыстного служения обществу и дружеской взаимопомощи, проявляющиеся в создании идеологии подвига и образов героических персонажей средствами литературы, кино, театра и тематических воспитательных ролевых игр. Особое значение для воспитания имеют личные примеры спортивной этики, взаимной корректности, соблюдения и защиты прав и выполнения профессионального и общественного долга. К мероприятиям данного направления относятся празднования памятных дат военной истории, связанных с яркими историческими личностями, сохранение памяти о героях исторических сражений и примерах воинского духа, отраженные в театрализованных выступлениях клубов, постановках батальных сцен, проведении уроков, выставок и экскурсий, посвященных прославленным полководцам и воинам России.