Проект правил по соло-композиции. Базарин К.П., Булавкин А.В. 1999г.

Правила соревнований по историческому фехтованию в номинации соло-композиция

Авторы: Булавкин А.В.

Базарин К.П.

ВИК «Рыцарский Замок»

Сибирское региональное

представительство ОИФ ФФР

1. Цели и задачи соревнований

1.1 Основными целями соревнований по историческому фехтованию в номинации соло-композиция является всестороннее развитие исторического фехтования как доступного всем массового вида спорта и широкая популяризация данного спортивного направления за счет культурно-просветительской деятельности, пропаганды национальных традиций укрепления здоровья и повышения обороноспособности населения.

1.2 Задачами соревнований является выявление и квалификация талантливых спортсменов, создание условий реализации их спортивного и творческого потенциала, повышение их спортивной квалификации.

1.3 К задачам соревнований относится пропаганда здорового образа жизни, поддержка ниционально-патриотических традиций, укрепление морально-нравственных устоев личности через высокую внутренюю дисциплину данного вида спорта.

1.4 К задачам соревнований относится стимулирование роста обороноспособности гражданина РФ, допустимое в рамках законности и гарантированное Конституцией РФ как неотъемлемое право личности на самооборону.

2. Необходимые условия прведения соревнований

2.1 Соревнования проводятся на на квадратной площадке с твердым покрытием с размерами стороны не менее 8 м и не более 11 м.

2.2 Ограничение площадки физическими объектами (канатами, цепями, барьерами, порогами, сеткой) не допускается. Визуальным ориентиром края площадки служит белая линия шириной 5-10 см

2.3 Зрители располагаются от края площадки на расстоянии не менее 5 м

2.4 В номинации соло-композиция не допускаются для выступлений образцы боевого либо самостоятельно заточенного\заостренного холодного оружия. Выступления проводятся с внешне достоверным по весу и пропорциям спортивными снарядами, являющимися безопасными моделями оружия определенного образца.

2.5 За обеспечением организационных моментов следит оргкомитет соревнований во главе с распорядителем турнира.

2.6 За обеспечением квалифицированного судейства следит судейская коллегия, сформированная оргкомитетом с главным судьей в качестве ответственного лица.

2.7 Ответственность за дисциплину участников несут руководители комманд

2.8 До начала соревнований руководители комманд подают письменные заявки на участие и производят выплату установленных оргвзносов.

3. Правила соревнований

3.1. Для выступления в соло-композиции допускаются после проверки судьей-инспектором модели любого вида холодного оружия (клинкового, древкового, ударного, короткого, секционного, бытового назначения) за исключением метательного, мастерство владения которым оценивается в рамках иных соревнований.

3.2. Длительность выступления любого участника должна быть в пределах от 45 сек. до 2.5 мин.

3.3. Выступление может сопровождаться специально подобранной музыкой, костюмом, доспехом (по необходимости – сакияжем либо сценическим гримом)

3.4. Выступления оцениваются по 10 шкалам, учитывающим главные параметры соло-композиции:

1. Атакующие действия оружием

2. Защитные действия оружием

3. Перемещения (тактический компонент)

4. Маневр оружием («игра клинка»)

5. Вспомогательные техники (рукопашные приемы)

6. Сила и выносливость

7. Пластика и гибкость

8. Сложность композиции

9. Боевая хореография

10. Художественное оформление

3.5. По каждой шкале оценка выставляется от 1 до 10 баллов, общая оценка выстцупления суммируется и теоретически достигает 100 баллов

3.6. До своего выхода на площадку, участник через руководителя комманды подает в судейскую коллегию сведения о заявленной соло-композици и фонограмме. В сведениях указываются вес участника, вес модели оружия и ее название, вес защитного снаряжения, если он превышает 3 кг, а также краткую характеристику соло-композиции (предусмотрены ли условные противники, их число, предполагаемую оценку в баллах по каждой из 10 шкал с расшифровкой?)

3.7. До своего выхода на площадку участник в обязательном порядке проходит допуск у судьи-инспектора.

3.8. Каждый участник обязан выходить на площадку не позднее, чем через 2 мин с момента объявления своего выступления. В случае невыхода в установленный срок ему засписывается нулевой счет.

3.9. Кждый участник имеет право на 30 секундную паузу в начале выступления для психологической концентрации. Право предоставляется один раз.

3.10. Каждый участник имеет право повторно начать свою композицию в случае ошибки. Право предоставляется один раз, в том случае если участник прервал исполнение композиции до истечения 2-х минутного лимита.

3.11. Распределение участников по категориям оружия производится до начала соревнований

3.12. Категория оружия, в которой заявлено наибольшее количество участников называется основной, прочие категории формируются при наличии в них о 3-х до 5-ти заявленных участников в зависимости от статуса соревнований. Участники соревнований, заявившие нестандартные категории оружия соревнуются при численном недоборе между собой в общем зачете.

3.13. Для выступления в соло-композиции не допускается использование дополнительных физических объектов и посторонних лиц с помощью которых демонстрируются технические либо художественные аспекты работы с оружием. Проверка рабочих показателей оружияч не является предметом данных соревнований.

3.14. В соло-композиции не допускается ряд оформительских спецэффектов, искажающих спортивную ценность выступления, либо повышающие опасность травматизма (световая и лазерная иллюминация, дымовая завеса, фотовспышки, стробоскопы, обращения к публике, декламация текста любого объема и содержания)

3.15. Поведение участника на площадке, истолкованое судейской коллегией как неподобающее спортсмену, может служить основой для дисквалификации.

3.16. Начало выступления отмечается главным судьей заранее оговоренным зувковым сигналом.

3.17. Не допускается выход на площадку в нетрезвом виде

3.18. Судьи засчитывают только те действия, техническое мастерство которых является для них очевидным.

3.19. Модели оружия могут быть изготовлены из металла с учетом сохранения технологии в направлении достижения прочности и упругости снаряда, не уступающих оригиналу. Все металлические грани спортивногшо снаряда должны иметь скругления не менее 2 мм. Исключения оговариваются заранее с привлечением распорядителя турнира к рассмотрению предложений комманд.

3.20. В случае поломки снаряжения или снаряда без возможности его немедленной замены, либо в случае травмы участника, при просьбе последнего выступление прерывается. За выступление выставляется тот счет, который спортсмен успел набрать до инцендента.

4. Судьи

4.1. Судейская коллегия состоит из главного судьи турнира, нечетного количества судей (от 3 до 5) определяющих бальную оценку выступления, судьи-инспектора, хронометриста, секретаря для работы с текущей документацией, техника по работе с аудиоаппаратурой. Итого, полный состав коллегии от 8 до 10 человек.

4.2. Главный судья, судья-протоколист и судья-инспектор назначаются распорядителем турнира и не подлежат замене до его конца.

4.3. Запрещается, исполняя обязанности распорядителя турнира, главного или иного судьи коллегии, принимать участие в данном соревновании в качестве участника. Исключением являются показательные выступления, не идущие в зачет данных соревнований.

4.4. Распорядитель турнира может сочетать полномочия любого члена судейской коллегии при невозможности последнего выполнять свои обязанности. При этом он сохраняет только 1 голос для каждого прецендента, соответственно статусу замещенного им лица.

4.5. Претензии к каждому конкретному решению судей может предъявлять только капитан комманды. Протест официально фиксируется в протоколе главного судьи, но на решение судейской коллегии влияния не оказывает; выставленная оценка при протесте не пересматривается.

4.6. Судейская коллегия имеет право привлекать видеооператора для уточнения своих оценок посредством просмотра осуществляемой за время выступления записи. Запись на видео не является основным для пересмотра оценки выступления.

4.7. Объективность судейской оценки не является абсолютной ввиду высокой сложности и вариативности выступлений по соло-композиции с оружием. Поэтому итоговая оценка является коллективным решением и подтверждается главным судьей.

5. Система судейства и принципы оценки

5.1. Оценка композиции производится из рассчета элементов, набравших по своей шкале максимальный балл. К этому количеству баллов индивидуальным решением каждого судьи добавляются очки за техническое мастерство, либо отнимаются при наличии ошибок.

5.2. Оценка каждым судьей заносится в личный протокол который сдается секретарю для подсчета общего среднего количества баллов по каждой шкале и в целом за выступление. Данные оценки заносятся в протокол главного судьи. Оцека в протоколе главного судьи является основанием для определения победителя и его квалификации.

5.3. В структуре выступления судьи определяют спортивную ценность основных компонентов и их сочетаний. Оценке подлежат технические, пластические и ритмические элементы, а также художественное оформление.

5.4. Простым элементом является односложное действие: удар, блок, уклонение, шаг, танцевальное па, определенная пластическая форма (прогиб, растяжка, мост)

5.5. Сочетанием простых элементов является серия ( в случае совмещения однотипных элементов), фигура (в случае логической последовательности или связи 2-3 разнородных элементов), каскад простой ( в случае объединения простых элементов, числом более 3-х в группу)

5.6. Сочетанием более сложных компонентов является фигурный каскад (составленный из последовательности фигур), простая дорожка (сочетание простых элементов исполняемых в однонаправленом движении), фигурная дорожка (сочетание фигур, исполняемых в однонаправленом движении, пример – акробатическая связка рондат-фляк-сальто)

5.7. Судейский протокол представляет собой таблицу, в которую судьи кроме номера участника, его даных для расчета баллов, вносят оценки по всем шкалам:

Балл Ат. З. П. М. В.Т. С.В. П.Г. С.К. Б.Х. Х.О.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

5.8. Судейская коллегия предоставляет одстаточную свободу каждому участнику в стратегии набора баллов. Индивидуальным решением участника может игнорировать набор баллов по той или иной шкале для достижения максимального результата по другой. Возможность заранее рассчитать свои способности в даной номинации исторического фехтования является отличительной чертой высококвалифицированного спортсмена.

5.9. Оценка сложности элемента в баллах производится согласно таблицам, приведеным ниже.

5.10. Атакующие действия оружием

Балл Группа элементов
1 Атакующие стойки
2 Простые одиночные удары в стойке или в движении
3 Серии ударов в стойке или в движении
4 Сложные удары, финты
5 Простые удары в прыжке
6 Сложные удары в прыжке
7 Удар с применением партерной акробатики
8 Удар с элементом стандартной акробатики
9 Удар с элементом акробатики высшей сложности

5.11. Защитные действия оружием

Балл Группа элементов
1 Защитные стойки
2 Статичный блок
3 Динамический блок
4 Сложный блок (защита с дополн. Техническим компонентом)
5 Статичный либо динамический блок в прыжке
6 Сложный блок в прыжке
7 Защита оружием с элементом партерной акробатики
8 Защита с элементом стандартной акробатики
9 Защита с элементом сложной акробатики
10 Защита с элементом акробатики высшей сложности

5.12. Перемещения (тактический компонент)

Балл Группа элементов
1 Линейные приставные и переменные шаги
2 Круговые перемещения скрестным либо сложным шагом
3 Повороты на 90, 180, 360 и более, уклонения, спец. повороты
4 Гимнастические равновесия в различных стойках
5 Прыжки в высоту, в длину, с поворотом
6 Партерная акробатика
7 Контролируемое падение с прыжка
8 Стандартная акробатика с опорой на руки
9 Сложная акробатика с выходом в стойку, контр. падение
10 Акробатика высшей сложности

5.13. Маневр оружием

Балл Группа элементов
1 Простые обороты, вращения, ведение оружием
2 Двойные вращения (восьмерки, петли, росчерки), смены хвата
3 Тройные вращения, простые подбивы
4 Перехваты с сохранением инерции движения оружия
5 Простой переброс (проворот оружия в воздухе на 180),накладные перехваты
6 Переброс на 360, простые вращения без захвата кистью,накладные перебросы
7 Сложные перебросы, двойные обороты без захвата, подбивы-подхваты
8 Партерная акробатика с маневром оружием
9 Стандартная акробатика с маневром оружием
10 Сложная акробатика с маневром оружием

5.14. Вспомогательные техники (рукопашные приемы), задействованные в соло-композиции

Балл Группа элементов
1 Удары кулаком, ладонью, предплечьем, локтем, захваты
2 Имитация выведения из равновесия толчком или броском
3 Удары стопой, голенью, коленом, подсечки
4 Удары руками серией, либо одиночный удар в прыжке
5 Удары ногами серией либо одиночный удар в прыжке
6 Удары с элементом партерной акробатики
7 Вспомогательные действия с контролируемым падением в прыжке
8 Вспомогательные действия с элементом стандартной акробатики
9 Вспомогательные действия с элементом сложной акробатики
10 Вспомогательные действия с элементом акробатики высшей сложности

5.15. Оценка силовых качеств и выносливости участника

Балл Группа элементов
1 Высокая общая скорость (динамика) композиции
2 Выполнение в доспехе тяжестью в 1\7 веса участника
3 Выполнение в доспехе тяжестью в 1\4 веса участника
4 Выполнение в доспехе тяжестью в 3\8 веса участника и выше
5 Работа одноручным инерционым оружием
6 Работа двуручным инерционым оружием
7 Работа 1.5 ручным инерционным оружием одной рукой
8 Работа парным одноручным оружием
9 Работа 1.5 ручным инерционным оружием в парном варианте
10 Работа двуручным оружием одной рукой

5.16. Пластичность и гибкость, показанные в композиции

Балл Группа элементов
1 Демонстрируемые движения имеют угловаты, рывковый характер
2 Движения имеют плавный волнообразный характер
3 Движения разрозненных элементов плавно и без излома траекторий перетекают друг в друга
4 При демонстрации низких стелющихся стоек, либо высоких ударов ногами показана динамическая растяжка
5 Демонстрируется гибкость спины при наклоне вперед
6 Показан продольный или поперечный шпагат в статичной растяжке
7 Показывается гибкость спины при прогибе назад через положение моста
8 Шпагат показан в удержании равновесия на одной ноге (вертикально), либо в стойке на руках (спичак)
9 Шпагат показан в акробатическом элементе, либо в прыжке
10 Показываются экстремальные формы гибкости позвоночника и суставов конечностей

5.17. Сложность композиции оценивается по таблице

Балл Группа элементов
1 Демонстрация соло-композиции без расчета на условного противника (боевой танец)
2 Соло-композиция с одним условным противником
3 Соло-композиция с двумя условными противниками
4 Условных противников три или более
5 Композиция составлена из одиночных элементов, сгруппированных в однотипные серии
6 Композиция состоият из элементов и фигур, сгруппированных в каскады и дорожки
7 В соло-композиции используются вспомогательные техники
8 Демонстрируется парное применение оружия и защитного средства
9 Демонстрируется работа парным оружием с идентичными функциями
10 Демонстрируется работа парным оружием с раздельными функциями

5.18. Боевая хореография оценивается по таблице:

Балл Группа элементов
1 Ритмика композиции построена непоследовательно, скорость исполнения элементов различна без видимой логической связи
2 Движения, показанные в композиции, имеют общий ритм, исполняются с паузами между отдельными элементами
3 Композиция имеет общий ритмический рисунок, исполнение отдельных элементов слитное, без пауз
4 Композиция имеет четкий сложный ритмический рисунок, состоящий из двух и боле динамических основ
5 Композиция построена на основе ритма внешнего музыкального сопровождения без нарушения боевой ценности демонстрируемых техник
6 Исполняющий свободно добавляет ритмические (танцевальные) элементы в структуру композицц, не нарушая ни боевой, ни музыкальной ритмики
7 Исполняющий свободно изменяет боевую ритмику композиции на основе музыкального ритма, использует синкопирование (удвоение) или замедление ритма
8 Композиция имеет в построении сложные каскады движений, соответствующие музыкальному ритму
9 Композиция имеет сложные акробатические элементы, соответствующие музыкальному ритму
10 Смысловое и художественное содержание подчинено логике и структуре музыкального произведения без нарушений боевой ценности композиции

5.19. Художественное оформление оценивается по таблице:

Балл Группа элементов
1 Исторический или художественный костюм, соответствующий характеру композиции
2 Исторический или художественный доспех, соответствующий характеру композиции
3 Музыкальное сопровождение соответствует характеру композиции
4 Сопровождение выступления мимикой и жестикуляцией, усиливающими художественный эффект композици
5 Сопровождение пантомимой и пластикой, соответствующих характеру композиции
6 Демонстрация озвучивания приемов (выкрик, выдох, рычание и т.п.) для передачи энергетического и эмоционального напряжения
7 Создание целостного художественного образа персонажа соло-композиции
8 Создание художественными средствами стиля композиции, имеющего самостоятельную художественную ценность
9 Создание художественными средствами ясной и непротиворечивой картины боевой сцены
10 Достижение художественным оформлением соло-композиции реакции эмоционального напряжения у зрителей

5.20. Судьи имеют право снижать балл соло-композиции по любой шкале на то количество пунктов, содержание которых по данной шкале оценки не раскрыто выступающим.

5.21. Судьи имеют право повышать балл отдельной шкалы соло-композиции при сложном сочетании высокотехничных элементов.

5.22. Судьи имеют право оценивать отдельные элементы по нескольким шкалам, если в элементе сочетаются различные технические аспекты.

5.23. Применительно к данным правилам к партерной акробатике относятся: кувырок, откат, диагональный перекат, подъем разгибом, горизонтальный перекат. К стандартной акробатике относятся элементы с промежуточной опорой на руки: колесо, рондат, лет-кувырок (кульбит), фляк и их модификации. К сложной акробатике относятся: сальто вперед, назад, колесо вперед, назад, вбок без рук, сальто вбок, «прыжок сколопендры», «коза», «сверло» в один оборот с падением, арабское сальто, китайское падение. К акробатике высшей сложности относится сальто в два оборота, «сверло» один и два оборота с выходом в стойку, акробатический пируэт и их модификации.

6. САНКЦИИ

6.1. Предупреждения участникам выносятся за:

· Недостойное спортсмена поведение

· Спор с судьями

· Игнорирование команд судьи

· Действия, способные создать травмоопасную для зрителей ситуацию в следствии проявленной небрежности в работе с оружием

Наличие двух предупреждений является основанием для дисквалификации участника

6.2. Предупреждения командам выносятся за неуважительные высказывания или действия в адрес других команд, судей либо выступающего участника

6.3. Предупреждения выносятся также за за:

· Попытку отвлечения внимания выступающего, которая может привести к нарушению композиции либо травмоопасной ситуации

· Нарушение правил внутреннего распорядка учреждения, проводящего соревнования

6.4. Лимит командных предупреждений – по одному на каждого присутствующего члена команды. После превышения лимита команда дисквалифицируется до конца соревнований в полном составе.