Историческое фехтование: теория построения поединка. Булавкин А.В. 2002г.

Историческое фехтование: теория построения поединка
Булавкин А. В.
2002 год

1. Введение: история развития исторического фехтования
Историческое фехтование в том виде, в котором оно существует у нас в клубе, создавалось практически на пустом месте. Дело в том, что различные фильмы, книги, спектакли и прочее не создают ясной и четкой картины построения поединка на тяжелом оружии. Из них совершенно не становится ясно, как нужно двигаться с оружием, и даже если и появляется где-либо эпизодическое описание или демонстрация того или иного приема, то правильно разучить его все равно остается достаточно сложно.

Данное направление в клубе появилось в результате длительной работы по систематизации приемов, демонстрируемых в художественных фильмах, анализа работ постановщиков боевых сцен.

Анализ и систематизация позволяет определить основные группы действий, посмотреть, как их надо выполнять, чтобы они были контролируемы, эстетичны и имели какой-то практический смысл.

Таким образом постепенно сформировалась сначала система приемов, а затем, по мере совершенствования тренировочного и соревновательного процесса стали появляться и совершенствоваться нормативы, формы контроля, условия выполнения и т. д.

Данная модель, к сожалению, не характерна для остальной России. В целом существуют два пути формирования содержания исторического фехтования.

Первый подход — ролевой, второй же — собственно исторический, который представлен сейчас в военно-исторических клубах.

Военно-исторический клуб — это, по сути, объединение людей, связанных общими интересами преимущественно в области исторической материальной реконстукции. Т. е. люди в них увлечены воссозданием облика (одежды, утвари, вооружения) людей различных эпох и тратят на это занятие практически все свое свободное время. Такой подход позволяет углубиться во внешнюю атрибутику явления (люди уже ощущают себя рыцарями, одев доспехи и взяв в руки меч). В этом случае насколько они серьезно углубляются в область реконструкции материальной, настолько же схематичен, упрощен подход к реконструкции фехтования. Проще говоря, достаточно как-то изобразить, что ты дерешься, чтобы принять это за фехтование. Это особенности исторического подхода.

В ролевом подходе для того, чтобы всех людей массово можно было погрузить в атмосферу средневекового сражения, необходимо было фехтование как процесс максимально упростить для того, чтобы любой человек, никогда до того никаким фехтованием не занимавшийся, мог взять в руки предмет, условно имитирующий меч, и какими-то условными, очень простыми действиями показать своему противнику, что он его поражает. Необходимости осуществлять какие-то сложные действия не было, т.к. все взаимодействия имитировались на очень глобальном уровне (пошли войной орки на эльфов, каждый орк три раза задел каждого эльфа и одна из команд выиграла великую войну).

В результате, в этой среде сформировались очень простые требования к фехтованию. В первую очередь это безопасность (чтобы не били по голове и пальцам), затем имитация удара прикосновением и приоритет первого удара.

Отсюда видно, что ни в ролевой среде, ни в среде исторических клубов фехтование не могло развиваться полноценно, т.к. вторые подменяли его внешней атрибутикой, а первые занимались реконструкцией не фехтования, а социальных взаимодействий.

Развитие же направления в этой ситуации стало обеспечиваться людьми, которые имели некоторый опыт занятй боевыми искусствами, в основном, восточными, т. к. в отечественных практиках рукопашного боя практически отсутствуют всякие фехтовальные системы по работе с оружием.

В результате, восточные боевые искусства являются практически единственными образцами, по которым можно определять цели и задачи занятий. Однако, это не значит бездумного перенимания восточных техник, а восприятие структуры построения системы и того, насколько серьезно там подходят к обучению.

К сожалению, большинство клубов по стране в подходе к историческому фехтованию руководствуются принципом максимального упрощения, утверждая, что никаких сложных приемов учить не надо (да и вообще, приемов как таковых не существует), никаких специальных движений нет, это все «балет с мечом» и это вредит свободе движения. В результате, историческое фехтование превращается в чрезвычайно атрибутивную, символическую систему, которая не имеет ничего общего с его практическим применением, т. к. игнорируются все правила и принципы, объясняющие, что в реальном бою происходит с бойцом. Осознанное отрицание фехтования как системы движения превращает тех, кто называет себя бойцами просто в «вешалки» для доспехов, не способных продемонстрировать никаких особенных навыков, отличающих эту дисциплину.

Кроме того, в данном случае подобные люди, в связи с отсутствием четких и обоснованных представлений о структуре движения, склонны попадать в плен расхожих заблуждений. Например, считается, что для того, чтобы узнать о технике все и сразу начать ее применять достаточно посмотреть фильм или прочитать какую-то книгу. И от внимания ускользает, что описываются или показываются довольно сложные приемы, имеющие множество нюансов исполнения, и чтобы изучить их правильное исполнение надо довольно долго и серьезно заниматься.

2. Принципы тактики исторического фехтования
Принцип тактической правоты также называется принципом «жука в муравейнике» по известному фантастическому произведению, в котором данный принцип — сюжетообразующий. В общей форме он звучит так: в ситуации ответственности за свой выбор, никакое возможное тебе благо не пересилит возможное тебе зло. Применительно к фехтовальному поединку, принцип тактической правоты формулируется следующим образом: действие оружием является правомерным, если вероятность поражения противника значительно выше, чем угроза его контратаки. Точная оценка действий производится с учетом условий конкретной тактической ситуации.

Отсюда, все действия, которые изучаются в дисциплине исторического фехтования, в своей основе должны нести в себе гарантию безопасности для исполняющего.

Принцип историчности действия подразумевает, что при изучении необходимо ориентироваться не столько на максимально правильную структуру действия, сколько на возможные историчные ошибки. Это можно показать на следующем примере: представим себе, какова могла быть реальная ошибка настоящего воина прошлого, когда он пытался разрубить своего противника мечом. Он вынужден был выполнять довольно мощный удар, чтобы поразить противника сквозь возможный доспех, и, если он промахивался, то инерция разогнанного тяжелого оружия неминуемо увлекала его вслед за собой, ставя в неудобное по отношению к противнику положение. Это и есть принцип исторического правдоподобия, и согласно ему, необходимо уметь работать именно с такими ситуациями. Если в поединке применяются историчные техники, то они должны выполняться в такой форме, которая изначально допускает какие-то варианты противодействия.

Если, например, выполняется рубящий удар, и он выполняется именно как рубящий, с целью сымитировать результат (отрубание за счет мощности удара), то в таком варианте может сработать техника уклонения. Если такой цели не ставится, то и уклонения, а вместе с ними и целый пласт техники перестает быть нужным.

Принцип историчности движения заставляет учить и рассматривать более сложные двигательные техники для работы в постоянно усложняющихся ситуациях, однако часто это подменяется своеобразным фетишизмом, выражающемся в утверждении о том, что реальное фехтование может быть только в реальных доспехах и на реальных железных мечах. Подобная позиция позволяет не занимаясь серьезными тренировками уже ощущать себя причастными к спорту «настоящих мужчин» и ощущать свою значительность, для чего достаточно иметь железный меч и кольчугу.

Принцип усложняющейся имитации утверждает приоритет более сложных технических действий над менее сложными. Действия усложняются за счет:

мощности;

точности;

скорости.

Т. е. если боец способен не теряя контроля над оружием усложнить свое действие за счет мощности, либо скорости, либо точности, либо всех этих качеств вместе, то он однозначно имеет приоритет. Под сложностью здесь подразумевается не замысловатость и непонятность движений, а сложность формы контроля действия. Чем осуществленый контроль сложнее, тем действие приоритетнее.

Этот принцип лежит в основе взаимосвязи действий. Боец, выполняя историчное атакующее действие, осознает, что дает возможность своему противнику противодействием поставить себя в сложное положение. В результате, задача фехтования сводится не к тому, чтобы этого положения не допустить или игнорировать, а к тому, чтобы уметь адекватно применять свои навыки в создавшемся сложном положении. Отсюда, необходимость упрощать картину фехтования сменяется на необходимость учиться более сложным действиям и правильности их применения.

3. Тактическая правота в историческом фехтовании
Для избежания возможных спекуляций на тему возможности или невозможности того или иного действия в абстрактном поединке, для всех ситуаций противопоставления действий одной технической группы действиям другой технической группы создана своя систематика, классификация и терминология, объясняющая правомочность одних действий над другими и закономерности их противопоставления с точки зрения вышеперечисленных принципов.

К тактической правоте относятся приоритеты в:

инициативе;

мощности;

точности;

скорости;

маневре;

времени (ритме поединка);

контроле оружия;

Для каждой ситуации это определение должно разбираться с учетом структуры приема. Возможно, что на ваш приоритет по мощности противник противопоставит приоритет по скорости, или приоритету по точности будет противопоставлен приоритет по контролю оружия. Анализ этих коллизий для определения приоритета возможен только для каждой конкретной ситуации.

Тем не менее, для каждого вида оружия возможно выделить несколько общих техник, которые реализуют один или несколько из вышеперечисленных приоритетов для обеспечения тактической правоты. Далее будут рассмотрены некоторые из таких техник.

4. Приемы обеспечения тактической правоты (приемы перехвата права атаки)
На примере техники работы полутораручным мечом рассмотрим следующие группы приемов перехвата права атаки:

Уклонение (при сохранении дистанции) с контратакой. Принцип исполнения подразумевает использование времени движения в уклонении для одновременного исполнения замаха на свой удар. Данное действие возможно лишь в том случае, если противник следуя принципу историчности исполняет рубящий удар, а не действие касания. В этом случае, исполняя замах во время уклонения, обеспечивается опережение противника по времени на полтакта по отношению к его последующей атаке, т. к. к моменту начала вашего удара он вынужден только заканчивать свой. При смене техник, во время уклонения противнику исполняется действие более короткое по траектории, нежели его атака, направленное либо на ее прерывание и создание благоприятных условий для собственной контратаки, либо на поражение легкодоступных в такой ситуации слабозащищенных мест противника;

Рипост (перехват инициативы в паузу между атаками противника). Под рипостом понимается контратака в той же технике, когда противник по той или иной причине прерывает серию атакующих ударов (делает паузу), которой можно воспользоваться для контратаки. Пауза может быть допущена самим противником, либо ее можно создать искусственно. Контратака в паузу является приоритетной по отношению к атаке противника, т. к. при правильном исполнении действие контратаки начнется раньше, чем следующий в серии удар противника, что вынудит его перейти в защиту, либо обеспечить себе сохранение права атаки иными техническими действиями;

Контратака сменой техники атаки (с рубящей на режущую, с колющей на рубящую и т. д.). Под сменой техники подразумевается противопоставление атаке противника более быстрого, либо более мощного, либо более точного атакующего действия. Например, на вертикальный рубящий удар в голову можно выполнить контратаку режущим ударом с одновременным разрывом дистанции (более быстрое действие), или на атаку режущим ударом можно ответить рубящим, и тогда, если противник еще не успел выполнить поражающего действия, он столкнется с более мощным и более разрушительным воздействием, направленным на себя, в тот момент, когда он находится в неудобном положении;

Скользящий блок (слив).. Действие основано на возможности внезапного превращения заведомо слабой защиты от сильного рубящего удара, которую противник пытатся преодолеть за счет мощности своей атаки, в скользащий блок. В момент, когда оружие приходит в соприкосновение, защищающийся выполняет выход из плоскости атаки уклонением, контролируя своим мечом плоскость развития удара противника. Это заставляет атаковавшего провалиться со своей атакой, а защищающийся оказывается в удобном положении для выполнения своей контратаки, с мечом, уже начинающим выполнять удар;

Инерционное воздействие давящего характера (отжим). Это воздействие на оружие противника по углам скольжения и отражения, запускающее его в направлении, невыгодном для выполнения противником последующего удара. В этой ситуации контроль за своим оружием у противника значительно снижен, что является благоприятной ситуацией для перехвата права атаки. Технической особенностью отжима является то, что он выполняется после статичного прямого блока, при полном погашении инерции первоначального действия обоих клинков, и, таким образом, не является сбивом оружия. Отжим производится в момент временного краткого расслабления мышц руки в момент их переключения с поступательного движения на возвратное;

Обезоруживание. Силовое воздействие вращением на оружие противника, направленное против сустава вооруженной руки, использующее механическую слабость хвата по определенным направлениям для отбора оружия;

Зажим (залом). Зажим представляет собой форму контроля оружия противника в момент окончания одного удара и начала следующего (для серии). Контроль осуществляется контактным сопровождением клинка противника с момента начала его замаха с последующим зажимом о тело противника. Зажим не позволяет противнику воспользоваться своим оружием также эффективно как вам своим. Залом — форма обезоруживания, выполняемая с использованием вспомогательного средства (щита, наруча, второго клинка) и является противопоставлением более сильного рычага на клинке рычагу хвата;

Скручивание. Действие, прерывающее скоростную серию противника. Производится с дистанции, на которой вас поразить нельзя, скручивающим воздействием на последнюю (от гарды) треть клинка противника вашим клинком. Данное действие создает паузу в атаке противника, сбивая ее ритм и неожиданно изменяя (переориентируя) траекторию текущего удара. Скручивающее воздействие сходно со сбивом, но выполняется не прямолинейно, а по круговой траектории радиусом 20-30 см.;

Выведение из равновесия. Эта группа действий подразумевает использование ошибок атаки, когда ваш противник находится в более слабой (с точки зрения устойчивости) позиции, нежели вы сами. В этом случае выполняя уклонение или слив можно заставить противника потерять равновесие и быть увлеченным инерцией собственного удара. Выполняя в этой ситуации резкий отжим оружия противника вдоль вектора, перпендикулярного силовой линии позиции противника, можно также заставить его потерять равновесие. Одной из форм выведения из равновесия можно считать контроль с помощью нажима клинком на тело противника (сталкивание), смещающее его с оси устойчивости и препятствующее развитию его удара;

Линейный маневр. Это навык работы с дистанцией, когда на атаку противника выполняется отшаг (разрыв дистанции) вдоль вектора силовой линии атаки ровно настолько, чтобы пропустить его оружие мимо себя. В момент отшага одновременно производится замах, и, когда угроза поражения миновала, выполняется контратака;

Сюда не вошли различные вспомогательные рукопашные техники, броски, удары, захваты и т. п.

5. Счетная оценка приоритетных атакующих действий
Для анализа приоритета по мощности и точности произведенного поражающего воздействия, каждое воздействие получает оценку в баллах, которая зависит от варианта исполнения воздействия. Для примера рассмотрим таблицы оценок для рубящего удара.

5.1. Счетная схема для определения ценности имитации рубящего удара (в баллах)

Коэффициент точности Коэффициент мощности
две руки (x2)
одна рука (x1)
360o (x3) 180o (x2) 90o (x1)
x2 x1 x2 x1 x2 x1
Голова, шея (x3) 18 9 12 6 6 3
Корпус, пах (x2) 12 6 8 4 4 2
Конечности (x1) 6 3 4 2 2 1

5.2. Соответствие мощности удара классу доспеха

Тип удара Единицы мощности Тип доспеха Класс доспеха
одна рука две руки
С четверти 1 2 Кожа 1
С полукруга 2 4 Кольчуга 2
С разворота 3 6 Чешуя 3
Латы 4

Из приведенных таблиц видно, что по мощности удар с разворота приоритетнее, чем все остальные удары, ударам с одной руки предпочтительнее удары с двух рук, а по точности удар в голову приоритетнее удара в ногу. Однако, согласно вышеприведенным принципам, следует заметить, что боец не вправе жертвовать свою ногу в обмен на возможную выгоду удара в голову и т. п. Данные ситуации, исходя из схем, не позволяют добиваться выгодной ценности ответного удара, т.к. любой опаздывающий удар считается снизившим свое качество под влиянием прежде проведенного противником в два раза.

Кроме того, по данным таблицам оцениваются технически чисто проведенные воздействия. Каждая ошибка исполнения снижает ценность воздействия вдвое, поэтому уже две допущенные ошибки способны полностью обесценить удар.

Клуб «Камелот»
г. Красноярск