Общую схему удара оружием можно условно разделить на два составляющих ее компонента. Один из компонентов – это создание инерции самого оружия в ходе его разгона до максимальной скорости, второй – создание структурной жесткости ударной конструкции из звеньев тела для приложения массы тела к действию оружия на цель. При наличии в ударе только одного из компонентов он начинает утрачивать функциональность. При разгоне клинка до скорости преодоления поверхностного сопротивления цели удар теряет мощность одновременно с потерей скорости клинка при столкновении с целью. Жесткая структура ударной конструкции руки и тела бойца несмотря на отсутствие быстрого ослабления поступательного движения по смещению целевого объекта оружием, при низкой скорости смещения объекта не позволяет совершить даже поверхностную деформацию цели. Таким образом, можно сделать вывод, что манипулирование одним из компонентов удара позволяет добиваться безопасности атакующего действия для физического состояния партнера, за счет ограничения либо скорости, либо жесткости ударной конструкции. Тем не менее, именно скорость разгона оружия позволяет опережать в построении атаки ответные действия партнера и занимать более благоприятные для воздействия на целевые объекты положения оружия. А жесткость занятого положения оружия по отношению к телу атакующего бойца и целевому объекту позволяет соизмерять способность партнера сопротивляться энергии атаки и сравнивать силу позиций атаки и защиты в каждый конкретный момент времени поединка.
Следует различать целевые объекты по массе и подвижности. Наиболее подвижным и легким объектом является клинок, допускающий воздействие на управление его положением в пространстве, и жесткость взаимосвязи с рукой и телом партнера. Менее подвижными и более тяжелыми целевыми объектами являются конечности – руки, а затем ноги. На их положение в пространстве можно влиять с меньшей эффективностью, но изменить жесткость общей с телом конструкции еще более затруднительно в силу увеличения мощности противодействующего рычага (в сравнении с общей совокупной длиной руки с оружием длина руки или ноги, конечно, позволяет создать рычаг большего сопротивления). Малоподвижными, и максимально тяжелыми целевыми объектами следует считать голову и тело (корпус) бойца, воздействовать на положение которых в пространстве весьма сложно, а изменить степень внутреннего напряжения жесткости конструкции этих целевых объектов доступно только после достижения предела работоспособности мышц партнера при их достаточном утомлении. В данном случае мы не рассматриваем ситуации отсутствия опыта у новичков, когда при сопротивлении атакам на тело и голову изометрическое напряжение мышц корпуса и шеи вообще не используется.
Для определения двигательной задачи удара важно понимать, какой результат действия планируется изначально, так как качества скорости движений с качествами силы воздействия напрямую сравнивать очень тяжело. В ситуации состязаний должен определяться приоритет того или иного качества в зависимости от планируемых результатов удара. Так, если состязание проводится условно без нейтрализующего ценность ударов, защитного доспеха, то приоритетным качеством является скорость атаки. Если доспех по обусловленности состязаний нейтрализует поверхностные удары, то скорость займет подчиненное значение в отношении силы воздействия на целевые объекты партнера. При сравнении силы воздействия друг на друга двух бойцов путем быстрого поиска жестко связанных с телом положений оружия, скорость разгона клинка теряет значимость, поскольку ни поверхностная, ни глубокая деформация целевых объектов не может быть истинной целью спортивных соревнований. Повреждение снаряжения в первом варианте, и угроза здоровью во втором препятствуют нормальному проведению состязаний, хотя в практическом боевом смысле являются весьма желательными достижениями. Поэтому силовой компонент состязаний важно привести к такой форме, когда физическое наполнение приемов фехтования позволяет судить о полезной нагрузке ударов без риска здоровью и снаряжению. Наиболее удобно делать выводы о ценности действий по реакции сопротивления противника на смещающее воздействие ударов сохранением имеющихся у защищающегося позиций тела и оружия, либо встречным более эффективным нарушением положений атакующего бойца путем применения контрприемов. В этом случае резкая нейтрализация разгона инерции удара перед контактом с целью будет являться страховкой партнера от нежелательных травм, и одновременно выявлять мастерство контроля владения скоростным компонентом удара. Превышение определенной скорости соударения не может не иметь последствий в виде травмы, и владение оружием как раз заключается в навыке определения опасной для здоровья партнера концентрации силы удара. При систематических занятиях спортсмена крайне неубедительно было бы предполагать, что боец не способен предсказать травмирующие последствия своего удара. Соответственно, для фехтовальщика случайной травма его партнера быть не может, она всегда либо следствие небрежности в исполнении атаки, либо ее преднамеренный результат. Различные виды спортивных единоборств выработали свои, зависящие от содержания состязаний формы страховочных действий. В борьбе не выполняются броски, при которых партнер после отрыва от ковра может оказаться в наиболее травмоопасном положении, например, с прямым ударом головой в пол. При значительной усталости бойца, которая мешает ему безопасно для здоровья принимать атаки противника, он также может сигнализировать о сдаче, чтобы остановить действия атакующего. Подобные механизмы взаимного контроля хода боя спортсменами- фехтовальщиками должны быть и в содержании боя на клинковом оружии в доспехах.
Еще одним вариантом страховки партнера может являться расслабление мышц руки, удерживающей оружие на скоростных ударах, преследующих цель состязания в активности действий. Примерным эквивалентом этого действия может быть расслабление запястья, при котором оно под воздействием инерции оружия формирует угол между клинком и предплечьем значительно больше 90 %, что препятствует созданию конструкционной жесткости тела и оружия и дополнительному приложению силы. В таком случае максимальный наклон запястья по направлению удара будет препятствовать построению рычага жесткого соединения тела, руки и оружия, что позволит наносить скоростные удары без риска проявления конструкционного силового компонента.
В итоге у нас получается, что в силовом воздействии необходимо нейтрализовать перед соударением инерционный разгон снаряда (первый компонент), а в скоростных связках требуется обеспечивать страховку нейтрализацией жесткости рычажного соединения руки и оружия (второй компонент). Такой вывод соответствует теории контроля основными базовыми компонентами удара и предопределяет возможность избирательного сравнения наиболее значимых качеств атакующих действий без опасности проявления их негативного совокупного влияния на здоровье соревнующихся спортсменов.
Скорость разгона снаряда до сильного положения трудно рассматривать как формальное требование к технике удара. Поскольку скорость изменения сильного положения оружия определяет возможность опережать реакцию партнера на данное положение, то и быстрота переключения между позициями воздействия на партнера является значимым фактором состязаний. Требовать безусловного участия этого фактора в структуре каждого удара не имеет строгой необходимости, так как эффективность ударного воздействия может проявиться и в относительно медленном переводе противника в невыгодное положение. Медленное действие оружием способно создать существенные помехи противнику в ведении поединка, так же как и быстрое, если оно обусловлено конкретной ситуацией схватки. Точно так же далеко не всегда требуется наличие строгой связи скоростного атакующего действия с силовым «структурным» наполнением, так как оно может повлиять на ход боя, вызвав желаемые реакции условного противника, которыми вы воспользуетесь для получения преимущества. Уравновесить и сбалансировать эти проявления различных качеств атакующих действий в содержании схватки можно правильно выстроив задачи поединка, в процессе достижения которых удары могут проявлять их те или иные практически ценные свойства в безопасной для здоровья спортсменов форме.
Булавкин А.В. 2004 Камелот.