Есть ли связь между фехтованием и американским трайбл стилем (АТС), можно ли эффективно изучать эти два направления параллельно?
В этой статье мне бы хотелось поделиться своими наблюдениями относительно схожести и различия фехтования и набирающего популярность танцевального стиля трайбл, а конкретнее, классического его варианта, американского трайбл стиля (далее, АТС).
Про историю возникновения АТС подробно здесь писать не буду, скажу только, что стиль это синтетический, он вобрал в себя элементы арабских, индийских, марокканских танцев и фламенко, основа этого танца – групповая импровизация. Из АТС взяло свое начало не менее популярное направление – трайбл-фьюжн, помимо классической базы АТС, вобрав в себя элементы современных танцевальных направлений (брейк, хип-хоп, r’n’b и т.д.)
Для начала хотелось бы рассказать предысторию своих наблюдений. Я несколько лет изучала беллиданс. Затем параллельно я решила заняться с фехтованием. Мне очень нравились оба эти направления, и отказываться от одного в ущерб другому желания не было. Со временем (примерно, в течение года занятий) я почувствовала, как непросто совмещать эти направления, так как «мышечная память» беллиданса не давала успешно держать корпус в фехтовании, принципы движения были разные. По-разному прорабатывались мышцы, терялась пластика в танце, а в фехтовании терялась «жесткость» постановки корпуса, одно мешало другому. Примерно, 2 года назад я столкнулась с американским трайбл стилем и была очарована его грациозными, четкими и вложенными движениями. И насколько же велико было мое удивление и радость, когда я к тому же поняла, что этот стиль и занятия фехтованием могут быть отличным дополнением друг друга из-за схожести базовых элементов положения корпуса, работы рук и запястий, проработки мышц. Кстати, осваивать трайбл мне было намного легче, быстрее и понятнее, чем беллиданс, и заслуга в том, я считаю, мои занятия фехтованием. Далее я постараюсь подробнее описать свои мысли и наблюдения.
Если говорить обобщенно, достаточно очевидно, что и фехтование, и танцы в целом требуют регулярных тренировок, постоянной отработки движений, наработки определенных двигательных навыков, мышечного корсета, мышечного контроля и мышечной памяти. Обе дисциплины развивают чувство пространства, ритма, расстояния, равновесия, силу и выносливость. Обучение проходит по принципу «от простого к сложному»: сначала дается двигательная база, которая в дальнейшем дополняется более сложными схемами движений и передвижений.
Важно отметить, что в основу АТС была взята позиция корпуса и рук из фламенко, равно как и часть танцевальных движений, переработанных и адаптированных. Фламенко же в свое время формировалось под большим влиянием испанского стиля фехтования. В результате чего мы найдем много общих двигательных черт в двух этих направлениях:
1. положение веса тела в «центре стопы»;
2. особое положение нижней части корпуса: мягкие, подсогнутые колени, подобранный тазобедренный сустав, что служит хорошей «конструкцией» для передачи импульса по телу (в трайбле танцовщица использует импульс тела для запуска волнообразных движений мышц, сбрасывая в итоге импульс вовне или используя его для перехода в другое движение);
3. жесткая спина (затянутые плечи и лопатки): подобное положение спины и поясницы обусловлено необходимостью сохранения равновесия и положения тела при вращениях и перемещениях. И если в трайбле это скорее эстетическая норма, то в фехтовании это положение корпуса способствует эффективным уклонениям и уходам от ударов. Более того, такой корпус и «мягкие» колени дают возможность сохранять положение головы на одном уровне, что является характерной чертой положения корпуса в трайбле, а в фехтовании повышает эффективность боя, точность при нанесении ударов;
4. «жесткая конструкция» или «каркас» из рук – затянутая лопатка, руки на уровне груди, локоть стремится вверх – характерное положение рук в трайбле и достаточно часто встречающееся в фехтовании;
5. в АТС движения руками в медленной части танца украшаются вращением кисти от запястья. Вращение кисти в запястье и в фехтовании играет ключевую роль.
Оба стиля требуют совмещать движение с работой предметом. А именно, в американском трайбл стиле ученику необходимо сопровождать танцевальные движения игрой на сагатах (разновидность ударных музыкальных инструментов), синхронизировать свою игру с производимым движением, равно как и в фехтовании, ученик, работая колющим оружием, одновременно передвигается по пространству. Все это подразумевает под собой высокую степень координации движений. Стоит заметить, что работа с сагатами укрепляет связки запястья и развивает мелкую моторику пальцев, которая также важна для более точной работы оружием.
В трайбле, как и в фехтовании, в учениках воспитывается принцип «предвосхищения движения». В американском трайбл стиле принцип импровизации в танце построен на подаче «движений-подсказок» лидирующей танцовщицей и мгновенном распознавании этих подсказок остальными участницами импровизационного танца, в результате чего в танце получается идеальная синхронность в движениях и взаимодействии без предварительных репетиций хореографии. В фехтовании также важно внимательно следить за оппонентом и стараться предугадать последующий возможный удар по определенному положению руки, корпуса.
Однако же не стоит забывать, что пластика танца обусловлена эстетическими предпочтениями создателя стиля и основная суть танца – визуализировать музыку и выразить эмоции через движение. А основная задача фехтования диаметрально противоположная: движения происходят и начинаются не из-за эстетического чувства, а из-за необходимости защищаться или нападать и вся пластика фехтования – это побочный эффект, продиктованный необходимостью максимально эффективного ведения боя. Ученик не сможет эффективно фехтовать, применяя «танцевальную модель поведения», которая в корне иная. С другой стороны, работа в танце с холодным оружием, как «с элементом декора», без «наполненности» и «вложенности» движений, имитирующих удары и махи, превращает танец в фарс, очевидный зрителю, у которого неизменно возникает ощущение, что танцовщице только «мешает» оружие. Важно это понимать, чтобы эффективно «параллелить» эти два направления.